ВИДЕО УРОК
Правила сложения и
умножения в комбинаторике называют основными правилами комбинаторики. 
Правило сложения (правило 
<<ИЛИ>>).
Если некоторый объект 
А  можно выбрать 
m  способами, а объект  В
– другими  n  способами, причём выборы объектов  А  и  В  несовместимы, то выбор  “А  или  В”  можно выполнить m
+  n  способами.
Или:
Если два действия 
А  и  В  взаимно исключают друг друга, причём
действие  А  можно выполнить  m  способами, а  В
– n  способами, то 
выполнить одно любое из этих действий (либо  А,
либо  В) можно 
m
+  n  способами.  
Другими словами:
Если в условии
задачи звучит  “ИЛИ”,
то выбираем. правило сложения
Закон сложения
используется тогда, когда нужно выбрать только один элемент.
Кортеж – конечная последовательность (допускающая повторения) элементов какого-нибудь множества.
ЗАДАЧА:
Ученик должен выполнить практическую работу по
математике. Ему предложили на выбор  17  тем по алгебре и  13  тем по геометрии. Сколькими способами он
может выбрать одну тему для практической работы ?
РЕШЕНИЕ:
По правилу суммы
получим:
17 + 13 = 30.
ОТВЕТ:  30 вариантов.
ЗАДАЧА:
Идя на соревнования, спортсмен одевает либо майку, либо
футболку.Сколько вариантов выбора майки или футболки у него имеется, если его
мама постирала  3  майки и 
4  футболки.  
РЕШЕНИЕ:
Пользуемся
правилом сложения.
Допустим, что в
шкафу на одной полке лежит  3  майки, а на другой – 4  футболки. Произвольно
с какой-нибудь полки берём только одну вещь. С первой полки взять одну вещь
можно только тремя разными способами, а с другой – четырьмя способами. Тогда
взять одну какую-либо из названных вещей можно
3 + 4 = 7
разными
способами.
ОТВЕТ:  7 вариантов.
ЗАДАЧА:
Пусть в одном ящике есть 
m  шариков, а во втором ящике – n
шариков. Сколькими способами можно вытащить один шарик из одного из этих ящиков
?
РЕШЕНИЕ:
Очевидно, что ОДИН шарик можно достать
m + n
способами.
ОТВЕТ:  m + n 
Правило умножения (правило 
<<И>>).
Этот метод решения
комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные
варианты, а нужно ответить на вопрос – сколько их существует.
Если некоторый объект 
А  можно выбрать 
m  способами, и после каждого такого выбора
другой объект  В  можно выбрать (независимо от выбора объекта  А)  n  способами, то пары объектов  А  и  В  можно выбрать 
m × n  способами.
Или:
Пусть требуется выполнить последовательно  k  действий. Если первое действие можно
выполнить  n1  способами, второе действие  n2  способами, третье – n3  способами и так до k–го
действия, которое  можно выполнить  nk  способами, то
все k   действий вместе могут быть выполнены:
N = n1 × n2 ×…× nk 
Правило умножения
формулируют также в другой форме:
Если при составлении комбинации из двух элементов
вида  (a,
b)  первый элемент можно выбрать  n  способами, а затем второй – m  способами, то различных комбинаций вида  (a,
b)  можно выбрать 
m × n  способами.
Другими словами:
Если в условии
задачи звучит  “И”,
то выбираем правило умножения
ЗАДАЧА:
Цех по изготовлению головных уборов начал выпуск трёх
новых моделей, для которых был закуплен фетр четырёх цветов. Сколько видов
разных шляп может изготовить цех ?
РЕШЕНИЕ:
Для каждой из трёх моделей можно использовать каждый из
четырёх цветов.По правилу умножения количество разных видов будет: 
3 × 4
= 12.
Для иллюстрации можно
составить таблицу:ОТВЕТ:  12. 
ЗАДАЧА:
Переплётчик должен переплести  12  различных книг в красный, зелёный и
коричневые переплёты. Сколькими способами он может это сделать ?
РЕШЕНИЕ:
Имеется  12  книг и  3  цвета, значит по правилу произведения
возможно  
12 × 3 = 36  
вариантов переплёта.
ОТВЕТ:  36.
ЗАДАЧА:
В магазине 
<<Всё для чая>> 
есть  6  разных чашек и  4  разных блюдца. Сколько вариантов чашки и
блюдца можно купить ?
РЕШЕНИЕ:
Чашку мы можем выбрать 
6-ю способами, а блюдце  4-я  способами. Так как нам надо купить пару чашку
и блюдце, то это можно
сделать 
6 × 4 = 24   
способами (по правилу
произведения).
ОТВЕТ:  24.
ЗАДАЧА:
Сколько чисел можно составить из цифр
0,  1,  2, 
3,  4,  5,  6,  7, 
8,  9,
если число должно быть двузначным ?
РЕШЕНИЕ:
Можно составить  90  чисел – первую
цифру числа можем выбрать  9  способами, так
как число не может начинаться с нуля. Вторую цифру числа можем выбрать  10  способами, так как у нас есть  10  цифр. Итого получается:
9 ∙ 10 = 90.
ОТВЕТ:  90
ЗАДАЧА:
Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью цифр
0,  3,  5, 
7,  8,  9 ?
Цифры в записи чисел не повторяются.
РЕШЕНИЕ:
На первом месте должна стоять запись любой из цифр
3,  5,  7, 
8,  9  – всего 
5  способов.
На втором – снова какая-нибудь из  5  (среди них может уже быть цифра  0).
На третьем любая из 
4,
что остались после записи первых двух цифр числа.
Всего
5 ∙ 5 ∙ 4 = 100
разных способов трёхзначных чисел.
ОТВЕТ:  100
ЗАДАЧА:
Прямого сообщения между городами  А  и  В  нет. Турист может
попасть из  А  в  В  либо через город  С,
либо через город  D. Из  А  в  С  есть два различных пути, а из  А  до  D – три. Из  С до  В  можно попасть
тремя разными дорогами, а из  D  до  В –
двумя. Сколько разных вариантов выбора пути из 
А  до  В  есть
у туриста ?
РЕШЕНИЕ:
Делаем графический рисунок:
Если идти из  А  в  В  через  С, то путь можно выбрать2 ∙ 3 = 6
способами.
Если идти из  А  в  В  через  D, то для выбора пути есть
3 ∙ 2 = 6
способов.
Тогда разных вариантов выбора пути всего
6 + 6 = 12.
Можно не выполняя ни одного правила, определить
количество вариантов выбора пути просто, проведя карандашом по линиям.
ОТВЕТ:  12
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий