ВИДЕО УРОК
ПРИМЕР:
Нельзя разделить 30 на 7,
ибо нет такого натурального числа, которое при умножение на 7 давало бы
30.
Как видим,
разделить 30 на 7 в указанном выше смысле невозможно. Но в
жизни встречаются ситуации, которые требуют распространить деление натуральных
чисел и на такие случаи.
ПРИМЕР:
Разделить 30 тетрадей между
7 учениками
поровну.
Поэтому
рассматривают также деление
с остатком. Чтобы не смешивать деление с остатком и
рассмотренное раньше арифметическое действие деления, последнее ещё называют
делением без остатка или делением нацело.
Деление с остатком есть отыскание наибольшего целого
числа, которое в произведении с делителем даёт число, не превышающее делимого.
Деление с остатком
– это деление одного натурального числа на другое, при котором остаток не равен
нулю.
Искомое число называется неполным частным. Разность между делимым и произведением делителя на неполное частное называется остатком, он всегда меньше делителя.
Деление с остатком
записывается так:
ПРИМЕР:
<<17>>
разделить на
<<3>> получится
<<5>> и остаток
<<2>>.
Порядок решения примеров на
деление с остатком.
1. Находим наибольшее число до <<17>>, которое делится на <<3>> без
остатка. Это <<15>>.
15 : 3 = 5.
2. Вычитаем из делимого найденное число из
пункта 1.
17 – 15 – 2.
3. Сравниваем остаток с делителем.
4. Записываем ответ.
17 : 3 = 5 ост (2)
При решении более
сложных примеров не всегда можно легко найти наибольшее число, которое делится
без остатка. Иногда для этого необходимо произвести дополнительные расчёты в
столбик.
ПРИМЕР:
Разделить:
190 : 27.
РЕШЕНИЕ:
Методом подбора найдём на сколько надо умножить <<27>>, чтобы
получить ближайшее число к <<190>>.
Попробуем умножить на <<6>>.
190 – 162 = 28,
28 ˃ 27.
Остаток больше делителя. Это значит, что <<6>> как множитель не подходит. Попробуем умножить
делитель на <<7>>.
190 – 189 = 1,
1 < 27.
Остаток меньше делителя. Значит пример решён верно.
ОТВЕТ:
190 : 27 = 7 ост (1)
Как проверить
деление с остатком.
1. Умножить неполное частное на делитель.
2. Прибавить к полученному результату остаток.
3. Сравнить полученный результат с делимым.
Проверим ответ
нашего примера:
190 : 27 = 7 ост (1)
1. 27 × 7 = 189.
2. 189 + 1 – 190.
3. 190 = 190.
Деление с остатком
выполнено верно.
Если при делении с
остатком делимое меньше делителя, то их неполное частное равно нулю, остаток
равен делимому.
ПРИМЕР:
6 : 10 = 0 ост (6),
14 : 112 = 0 ост (14),
31 : 45 = 0 ост (31).
Другими словами,
если Вы делите меньшее число на большее, неполное частное всегда будет равно
нулю.
ПРИМЕР:
19 не делится нацело
на 5.
Число 1, 2, 3 при умножении на 5 дают 5, 10, 15, не превосходящие делимого 19,
но уже 4 даёт в произведении с 5 число 20,
больше 19.
Поэтому неполным частным является 3,
а остатком – 4 (разность
между 19 и произведением 3 × 5 = 15).
19 = 5 × 3 + 4.
Для натуральных
чисел точному делению (делению без остатка) и делению с остатком можно дать
следующее общее определение.
Разделить число
а (делимое) на число
b (делитель) – значит найти такие два числа q (частное) и r (остаток), которые удовлетворяли бы соотношениям
Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо
неполное частное умножить на делитель и к полученному произведению прибавить
остаток.
Изменение остатка.
Если делимое и делитель увеличить или умножить в одно
и то же число раз, то частное не изменится, но остаток увеличится (или
уменьшится) в то же число раз.
С помощью букв это
записывается так:
Пусть а –
делимое, b –
делитель, q –
частное, r –
остаток; тогда
a = bq + r (r < b),
am = (bm)q + rm,
a = bq + r (r < b),
a : m =
(b : m)q + (r : m).
Об этом нельзя
забывать при делении чисел, оканчивающихся нулями.
ПРИМЕР:
Деление
84100 : 400
иногда выполняют так:
В действительности же для чисел 84100 и 400 остаток будет не 1, а 100, так как мы делили 841 сотню на 4 сотни и получили 210 и в остатке 1 сотню.
ПРИМЕР:
Деление будем производить в столбик.
Первое неполное делимое – это 1198, значит, в записи частного будут две цифры.
Разделим 1726 на 342. Методом подбора найдём, на сколько надо умножить <<342>>, чтобы получить ближайшее число к <<1726>>.
Значение частного – 35, остаток – 16.
Выполним умножение в столбик.
После этого прибавим 16 и получим
Первое неполное делимое –
это 4234,
значит, в записи частного будут три цифры.
Образуем второе неполное
делимое 1369.
Разделим 32 на 683. Получится
0,
значит 32 –
это и есть остаток.
После
этого прибавим 32 и получим
В действительности же для чисел 84100 и 400 остаток будет не 1, а 100, так как мы делили 841 сотню на 4 сотни и получили 210 и в остатке 1 сотню.
ПРИМЕР:
Найдите значение частного чисел
11 986 и 342.
РЕШЕНИЕ:
Деление будем производить в столбик.
Первое неполное делимое – это 1198, значит, в записи частного будут две цифры.
Разделим 1198 на 342. Методом
подбора найдём, на сколько надо умножить <<342>>, чтобы
получить ближайшее число к <<1198>>.
Попробуем умножить на <<3>>.
342 ∙ 3 = 1026.
1198 – 1026 = 172.
Получили остаток 172 < 342.
Значит, цифра 3 подходит, её
можно записать в частном вместо разряда десятков.
Приписываем к остатку 172 цифру 6 справа, получаем
число 1726.Разделим 1726 на 342. Методом подбора найдём, на сколько надо умножить <<342>>, чтобы получить ближайшее число к <<1726>>.
Попробуем умножить на <<5>>.
342 ∙ 5 = 1710.
1726 – 1710 = 16.
Получили остаток 16 < 342.
Значит, цифра 5 подходит, её
можно записать в частном вместо разряда единиц.
Получили следующий результат.Значение частного – 35, остаток – 16.
Теперь необходимо проверить,
верно ли выполнено решение. Если делитель умножить на значение частного и
прибавить остаток, то получится делимое.
342 ∙ 35 + 16.
Выполним умножение в столбик.
После этого прибавим 16 и получим
342 ∙ 35 + 16 – 11970 + 16 = 11986.
Сравним
полученный результат с делимым. Числа совпадают, значит, деление было выполнено
верно.
ОТВЕТ:
Значение частного – 35, остаток – 16.
ПРИМЕР:
Найдите значение частного чисел
423 492 и 683.
РЕШЕНИЕ:
Деление будем производить в
столбик.
Разделим 4234 на 683. Методом
подбора найдём, на сколько надо умножить <<683>>, чтобы
получить ближайшее число к <<4234>>.
Попробуем умножить на <<7>>.
683 ∙ 7 = 4781.
Но число 4781 больше чем
4234.
Значит, 7 не подходит, а частное будет меньше 7.
Проверим, подойдёт ли 6.
683 ∙ 6 = 4098,
4234 – 4098 = 136.
Получили остаток
136 < 683.
Значит, цифра 6 подходит, её можно записать в частном вместо
разряда сотен.
Разделим 1369 на 683. Методом
подбора найдём, на сколько надо умножить <<683>>, чтобы
получить ближайшее число к <<1369>>.
Попробуем умножить на <<2>>.
683 ∙ 2 = 1366.
1369 – 1366 = 3.
Получили остаток 3 < 683.
Значит, цифра 2 подходит, её
можно записать в частном вместо разряда десятков. Образуем следующее неполное
делимое 32.
Значение частного – 620, остаток – 32.
Теперь необходимо проверить,
верно ли выполнено решение. Если делитель умножить на значение частного и
прибавить остаток, то получится делимое.
683 ∙ 620 + 32.
Выполним
умножение в столбик.
683 ∙ 620 + 32 = 423 460 + 32
= 423 492.
Сравним
полученный результат с делимым. Числа совпадают, значит, деление было выполнено
верно.
ОТВЕТ:
Значение частного – 620, остаток – 32.
Для
любознательных.
Правило девятки для проверки
сложения.
Для проверки
правильности выполнения сложения находят остатки от деления на 9 сумм цифр каждого слагаемого, складывают их и
результат снова делят на 9. Полученный остаток сравнивают с остатком от деления
на 9 суммы цифр
найденной суммы. Если сложение выполнено верно, остатки равны.
ПРИМЕР:
Правило девятки для проверки
умножения.
Для проверки
правильности выполнения умножения находят остатки от деления на 9 сумм цифр каждого слагаемого, перемножают их
и результат снова делят на 9. Полученный остаток сравнивают с остатком от деления
на 9 суммы цифр
найденной суммы. Если умножение выполнено верно, остатки равны.
ПРИМЕР:
Правило девятки не
всегда даёт возможность обнаружить ошибки в вычислениях. Например, если бы
вместо верного ответа 140286
получили
140376 или 142086, правило девятки не обнаружило бы ошибки, ведь остаток
от деления на 9 суммы цифр
каждого из этих чисел равны 3. Следовательно, этот способ проверки не является
достаточным.
Так как вычитание и деление есть действия,
обратные сложению и умножению, и правильность вычисления разности и частного
проверяется соответственно сложением и умножением, то правило девятки можно
применять также для контроля вычитания и деления.
Задания к уроку 9
ДРУГИЕ УРОКИ
- Урок 1. Нумерация
- Урок 2. Сложение натуральных чисел
- Урок 3. Вычитание натуральных чисел
- Урок 4. Таблица умножения
- Урок 5. Умножение натуральных чисел
- Урок 6. Деление натуральных чисел
- Урок 7. Степень числа
- Урок 8. Измерение величины
- Урок 10. Делимость натуральных чисел
- Урок 11. Наибольший общий делитель (НОД)
- Урок 12. Наименьшее общее кратное (НОК)
- Урок 13. Обыкновенные дроби
- Урок 14. Преобразование дробей
- Урок 15. Сложение дробей
- Урок 16. Вычитание дробей
- Урок 17. Умножение дробей
- Урок 18. Деление дробей
- Урок 19. Нахождение дроби от числа (задачи)
- Урок 20. Нахождение числа по известной его части (задачи)
- Урок 21. Конечные десятичные дроби
- Урок 22. Сложение десятичных дробей
- Урок 23. Вычитание десятичных дробей
- Урок 24. Умножение десятичных дробей
- Урок 25. Деление десятичных дробей
- Урок 26. Округление чисел
Комментариев нет:
Отправить комментарий