Монотонно возрастающая функция – это функция, у которой большему значению аргумента соответствует большее значение функции.
Касательная описывается линейной функцией. В окрестности точки х0 кривая и линейная функция почти совпадают. Если угол наклона острый, тангенс будет положительным, угловой коэффициент – величина положительная, и линейная функция возрастает, а значит, в окрестности этой точки и сама функция возрастает:
И наоборот, если линейная функция убывает, угол тупой, тангенс – величина отрицательная, значит, линейная функция убывает, а с ней убывает и сама функция:
Так события развиваются в окрестности точки х0. Эти события подчиняются геометрическому смыслу производной (её физическому смыслу то есть соотношению
∆у ≈ f ‘ (x0) ∙ ∆х).
Исследование промежутков монотонности функции с помощью производной.
Рассмотрим функцию и её поведение на всей ОДЗ.
Предположим, что это график исследуемой функции. Есть точка х1. Касательная наклонена под острым углом α1.
Значит в точке х1 функция возрастает. В точке х2 касательная параллельна оси Ох, значит х2 – точка экстремума.
В точке х3 угол α3 наклона касательной будет тупым, тангенс будет величиной отрицательной, значит, производная отрицательная и функция здесь убывает.
И, наконец, в точке х4 производная равна нулю и дальше функция возрастает.
Выясняется, что функция возрастает на интервалах, где производная больше нуля:
если же значение производной отрицательное, то функция убывает:
Вся ОДЗ состоит из отдельных точек, значит, надо выделить те интервалы, на которых производная меньше нуля и на которых производная больше нуля. Эти интнрвалы определяют те участки ОДЗ, на которых функция либо возрастает, либо убывает.
∆у ≈ f ' (x0) ∙ ∆х.
На тех областях, на которых производная f ' (x0) меньше нуля, ∆у < 0 функция убывает. Соответственно, на тех областях ОДЗ, где производная f ' (x0) больше нуля ∆у ˃ 0 функция возрастает.
На рисунке показаны промежутки возрастания функции.
х ∈ (–∞; x2], [х4; +∞)
Теперь выясним, где данная функция убывает.
На рисунке показаны промежутки убывания функции.
х ∈ [х2; x4]
В точках х2 и x4 производная равна нулю, поэтому их значения не включаем.
[х2; x4]
При этом эти точки включены также в интервалы, когда функция возрастает.
f ' (x0)
являются интервалами монотонности
f (x).
Необходимо научиться находить промежутки возрастания и убывания функции с помощью производной. Для этого надо найти производную, выделить её интервалы знакопостоянства и тем самым мы узнаем, где эта функция монотонно убывает и где она монотонно возрастает.
Точки экстремумов функции.
Мы рассмотрели случаи, когда производная меньше нуля и когда она больше нуля. Также важный случай, когда производная равна нулю.
Точка максимума и точка минимума функции.
Рассмотрим рисунок.
Точка х2 – точка максимума функции (max), если существует окрестность точки х2, для которой
f (x2) ˃ f (x),
то есть, если значение функции в этой точке больше чем значение функции в любой точке её окрестности.
f (x4) < f (x),
то есть, если значение функции в этой точке меньше чем значение функции в любой точке её окрестности.
ПРИМЕР:
Рассмотрим функцию:
у = 2х2(х2 – 1), х ∈ [–2; 2].
Здесь точка х = 0 – точка локального максимума. Функция здесь равна нулю.
А значение производной в точке x2:
Производная в точке x0 равна нулю:
И после этой точки производная также положительна.
Функция возрастает и слева и справа от точки, значит, x0 не является точкой экстремума.
х1 – точка минимума,
РЕШЕНИЕ:
Приравняем производную к нулю и находим единственное решение:
Значит, функция убывает.
А на интервале правее производная положительна.
Значит, функция возрастает.
ОТВЕТ:
Примеры решения задач с
применением производной при исследовании функций.
ЗАДАЧА:
Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции:
f (x) = ln (5х + 4)
в точке с абсциссою х0 = 5.
РЕШЕНИЕ:
Угловой коэффициент касательной в точке с абсциссою х0:
ЗАДАЧА:
Найдите наименьшее значение функции:
f (x) = 2х3 – 15х2 + 24х + 3
на промежутку [0; 2].
РЕШЕНИЕ:
Сначала найдём производную этой функции:
f ' (x)
= 6х2 – 30х + 24.
Затем приравняем эту производную к нулю.
f ' (x)
= 0.
В результате преобразования
этого уравнения
6х2 – 30х + 24 = 0,
6(х2 – 5х + 4) = 0,
получим следующее уравнение:
х2 – 5х + 4 = 0.
Решим это уравнение и найдём его корни:
х1 = 1, х2 = 4.
Значит, критическими точками этой функции будут
точки 1 и 4.
Промежутку [0; 2] принадлежит
только точка х = 1.
Найдём значение функции на концах промежутка и в
критичной точке:
f (0)
= 2х3 – 15х2 + 24х + 3 =
2∙03 – 15∙02 + 24∙0 + 3 = 3.
f (0)
= 3,
f (2)
= 2х3 – 15х2 + 24х + 3 =
2∙23 – 15∙22 + 24∙2 + 3 =
16 – 60 + 48 + 3 =
7.
f (2)
= 7.
f (1)
= 2х3 – 15х2 + 24х + 3 =
2∙13 – 15∙12 + 24∙1 + 3 =
2 – 15 + 24 + 3 =
14.
f (1)
= 14,
и выберем среди них наименьшее:
f (0)
= 3.
ЗАДАЧА:
Найдите точку минимума функции:
f (x) = х2 – 1/4 х4.
РЕШЕНИЕ:
Сначала найдём производную этой функции:
f ' (x)
= 2х – х3.
Затем приравняем её к нулю:
2х – х3
= 0.
Решаем это уравнение и находим корни:
х(2
– х2) = 0,
х1 = 0, х2
= –√͞͞͞͞͞2, х3 = √͞͞͞͞͞2.
Разобьём точками
–√͞͞͞͞͞2, 0,
√͞͞͞͞͞2
область определения функции на промежутки и определим
знак производной на каждом из них.
Для определения знака производной левее точки –√͞͞͞͞͞2, возьмём любое
значение на числовой оси, которое меньше
–√͞͞͞͞͞2. Например –2 и подставим его в производную:
f ' (x)
= х(2 – х2) =.
= (–2)(2 – (–2)2) = (–2)(2 – 4) =
= (–2)(–2)
= +4.
f ' (x)
= х(2 – х2) =
значение х = –1, находящееся внутри
этого промежутка, получаем:
= (–1)(2 – (–1)2) = (–1)(2
– 1) =
= (–1)(+1) = (–1).
На участке (0; √͞͞͞͞͞2), знак производной положительный, так как подставляя в производную
f ' (x)
= х(2 – х2) =
значение х = 1, находящееся внутри
этого промежутка, получаем:
= (+1)(2 – (+1)2) = (+1)(2
– 1) =
= (+1)(+1) = (+1).
На участке (√͞͞͞͞͞2; +∞), знак производной отрицательный, так как
подставляя в производную
f ' (x)
= х(2 – х2) =
значение х = +2, находящееся внутри
этого промежутка, получаем:
= (+2)(2 – (+2)2) = (+2)(2
– 4) =
= (+2)(–2) = (–4).
Так как при переходе через
точку 0 производная меняет
свой знак с минуса на плюс, то в точке 0 функция будет иметь
минимальное значение. Поэтому:
fmin = f(0) = 0.
ОТВЕТ: 0
ЗАДАЧА:
При каком значении
а набольшее значение функции
f (x) = –х2 + 2х + а
равно 3 ?
РЕШЕНИЕ:
Найдём производную функции:
f ' (x)
= –2х + 2.
Приравняем её к нулю и
найдём х:
f ' (x)
= 0,
–2х + 2 = 0, х =
1.
f ' (x)
= –2х + 2 = (–2) ∙ (0) + 2 = +2 ˃ 0.
Для определения знака производной правее точки 1, возьмём любое значение на числовой оси,
которое больше 1. Например, 2 и подставим его в производную функции:
f ' (x)
= –2х + 2 = (–2) ∙ (2) + 2 = –2 < 0.
Так как в точке 1 производная меняет
свой знак с <<+>> на
<<–>>, то эта точка будет точкою максимуму. Поскольку
fmax (x) = 3, то
–(1)2 +
2 ∙ 1 + а = 3.
Откуда, а = 2.
ОТВЕТ: 2
ЗАДАЧА:
Найдите промежутки возрастания, убывания и точки
экстремумов функции:
f (x) = (2 – х) √͞͞͞͞͞x.
РЕШЕНИЕ:
Сначала определим область определения функции:
D(f) = [0; +∞).
f ' (x) = 0.
На участке (2/3; +∞), знак производной отрицательный, так как подставляя в производную число, большее чем 2/3, например 1, то получим число меньше нуля.Функция f (x) возрастает на промежутках, на которых f ' (x) ˃ 0 и убывает – на которых f ' (x) < 0. Учитывая, что функция непрерывна в точке 2/3, получим промежуток убывания
[2/3; +∞),
возрастания –
[0; 2/3].
Промежуток возрастания
[0; 2/3],
Сначала определим область определения функции:
D(f) = (–∞;–3) ∪ (–3; 3) ∪ (3; +∞).
f ' (x) = 0.
Найдём их:
–18х = 0, х =
0.
(–∞; –3) и (–3; 0].
Убывания –
[0; –3) и (3; +∞).
Так как в точке 0 производная меняет
свой знак с плюса на минус, то точка 0 будет точкой
максимума:
fmax (x) = f(0) = 0.
ОТВЕТ:
Промежутки возрастания
(–∞; –3) и (–3; 0],
Промежутки убывания
[0; –3) и (3; +∞),
fmax (x) = 0.
ЗАДАЧА:
Сначала определим область определения функции:
D(f) = (–∞; 1,5) ∪ (1,5; +∞).
f ' (x) = 0,
находим, что функция имеет две критические точки:
х1 = –1, х2
= 4.
(–∞; –1] и [4; +∞),
убывает на каждом из промежутков
[–1; 1,5) и (1,5; 4],
Функция имеет точку максимума
xmax = –1
и точку минимума
xmin = 4.
ОТВЕТ:
Промежутки возрастания
(–∞; –1] и [4; +∞)
Промежутки убывания
[–1; 1,5) и (1,5; 4].
xmax = –1,
Задания к уроку 7
Комментариев нет:
Отправить комментарий