пятница, 18 октября 2019 г.

Урок 15. Приближённые вычисления

ВИДЕО УРОК


Числа точные и приближённые.

В практической деятельности люди постоянно имеют дело со значениями разных величин: длины, площади, объема, массы, температуры и так далее.

Числа, встречающиеся на практике, бывают двух видов. Одни дают истинное значение величины, другие – только приблизительное. Первые называют точными, вторые – приближенными.

Точное значение величины удается найти лишь в некоторых случаях.

ПРИМЕР:

Можно точно указать число вагонов железнодорожного поезда.

Точно подсчитать, сколько учеников есть одновременно в классе.

ПРИМЕР:

В книге  512 страниц, число  512 – точное.

В шестиугольнике  9 диагоналей, число  9 – точное.

В классе есть  29  учеников, число 29 – точное.

Однако по большей части приходится иметь дело лишь с приближенными значениями величин.

Чаще всего удобно пользоваться приближёнными числами вместо точных, тем более, что во многих случаях точное число вообще найти невозможно. Числа, которые мы называем приближёнными, иначе говоря, верными только приблизительно, но не совершенно точно, постоянно встречаются нам в жизни на практике. Приближённые числа могут получаться, прежде всего, при счёте предметов, если этих предметов слишком много и их почему – либо трудно или даже нельзя подсчитать точно. Конечно, в результате счёта предметов могут получаться и точные числа, если предметов не слишком много, если их число не слишком быстро меняется и если их без затруднений можно подсчитывать.

ПРИМЕР:

Лишь приблизительно оценивают:

количество зрителей телепередачи,

количество перелетных птиц,

количество деревьев в лесу.

ПРИМЕР:

Если же говорят, что расстояние от Москвы до Киева равно  960 км, то здесь число  960 – приближённое, так как с одной стороны, наши измерительные инструменты не абсолютно точны, а с другой стороны, сами города имеют некоторую протяжённость.

Продавец взвесил на автоматических весах  50 г  масла. Число  50 – приближённое, так как весы нечувствительны к увеличению или уменьшению веса на  0,5 г.

Приближенные значения получаются в результате измерений.

 Можно ли измерять длину рейки точно ? Нет. Даже если услышите, что длина какой-то рейки равняется, например,  9,42783 м, не верьте этому. Ведь длину такой рейки с точностью до сотой миллиметра нельзя измерять. Результат каждого измерения – приближенное значение величины.

Невозможно, точно измерять длину стержня. Ведь измерение мы проводим с помощью какого-то прибора (линейки, штангенциркуля, микрометра, оптиметра (оптико-механический измерительный прибор) и тому подобное), а точность измерения прибором всегда ограничена. Кроме того, изготовляя прибор в заводских условиях, гарантируют лишь ту или другую степень точности его изготовления. Наконец, выполняя измерение, мы можем допускать ошибки, связанные с нашим опытом работы и личными качествами.

Невозможно точно измерять площадь земельного участка, температуру воздуха, скорость полета самолета и так далее.

Приближенные значения получают при округлении истинных значений величин.

Приближённые и точные числа записываются при помощи десятичных дробей. Берётся только среднее значение, поскольку точное может быть бесконечно длинным. Чтобы понять, как записывать эти числа, необходимо узнать о верных и сомнительных цифрах.

Верными называются такие цифры, разряд которых превосходит абсолютную погрешность числа.

Если же разряд цифры меньше абсолютной погрешности, она называется сомнительной.

ПРИМЕР:

Для дроби  3,6714  с погрешностью  0,002  верными будут цифры  3, 6, 7, а сомнительными  1  и  4. В записи приближённого числа оставляют только верные цифры. Дробь будет выглядеть таким образом – 3,67.

ПРИМЕР:

Число  2,19563  в расчете, который не нуждается высокой точности, можно округлить, заменив его числом  2,196  или даже числом  2,20, которые являются приближенными значениями числа  2,19563  с излишком.

Итак, в разных случаях и в разных обстоятельствах счёт предметов может приводить и к точному и к приближённому числу.

Границы значения величины.

Всякое измерение (длины, веса и так далее) выполняется только приблизительно. Иногда, даже в тех случаях, когда можно установить истинное значение величины, бывает достаточно знать лишь её приближённое значение. Между истинной величиной предмета и числом, полученным при измерении (или подсчёте), бывает некоторая, хотя бы и небольшая разность.

ПРИМЕР:

Рассмотрим процесс определения массы детали с помощью рычажных весов и набора гирь, наименьшая из которых имеет массу  1 г.
С помощью двух  взвешиваний установили, что масса детали больше  20 г, но меньше  30 г.

Обозначим массу детали в граммах через  m, тогда результат взвешивания можно записать в виде двойного неравенства:

20 < m < 30.

Заменив потом гирю  10 г  гирей  5 г, и убедимся, что масса детали больше  25 г,
То есть

25 < m < 30.

Положив на чашу весов с гирьками еще  2 г, заметим, что масса детали меньше чем  27 г.
25 < m < 27.

Заменив гирю  2 г  гирей  1 г, и определим, что масса детали больше  26 г.
26 < m < 27.

Поскольку более мелких гирь нет, то процесс определения массы на этом этапе закончим.

Взвешиваниями мы нашли приближенные значения массы детали в граммах:

26 г – приближённое значение с недостачей,

27 г – приближённое значение с излишком.

Другими словами, мы установили границы значения массы в граммах. Число  26 – нижняя граница, число  27 – верхняя граница.

Заметим, что когда бы наименьшая гиря была бы равна  2 г, то границами значения массы детали в граммах были бы числа  25 г  и  27 г, то есть масса была бы определена менее точно.

Зная пределы значения некоторой величины, можно оценить значение другой величины, которая зависит от первой.

ПРИМЕР:

Пусть известны приближенные значения (в см) с недостачей и с излишком длины  а  стороны равностороннего треугольника:

5,4 ≤ а ≤ 5,5.

Надо найти пределы периметра  Р.

РЕШЕНИЕ:

Периметр равностороннего треугольника вычисляется по формуле:

Р = 3а.

Из условия, что  а ≥ 5,4  выплывает, что  3а ≥ 16,2.

Из условия, что  а ≤ 5,5  выплывает, что  3а ≤ 16,5.

Числа  16,2  и  16,5 – приближенные значения периметра  (в см)  с недостачей и излишком:

16,2 ≤ Р ≤ 16,5.

Записать решение можно и так:

5,4 ≤ а ≤ 5,5,

5,4 3 ≤ 3а ≤ 5,5 3,

то есть

16,2 ≤ Р ≤ 16,5.

ПРИМЕР:

Пусть известны границы какого-то числа  х:

3 < х < 6.

Надо оценить значение выражения  1/х.

РЕШЕНИЕ:

Из условия задачи определяем, что  х – число положительное.

Поскольку  х ˃ 3, то

1/х < 1/3.

Поскольку  х < 6, то

1/х ˃ 1/6.

Выходит, что

1/6 < 1/х < 1/3.

Заменим границы значения выражения  1/х  десятичными дробями. Число  1/6  можно заменить лишь меньшим числом (любым приближением с недостачей), а число 1/3 – лишь больше (приближением с излишком). Поскольку

1/6 = 0,166…   

1/3 = 0,333… ,

то границами значения выражения  1/х  могут быть десятичные дроби  0,1  и  0,4.

0,1 < 1/х < 0,4.

Заменив нижнюю границу числом  0,1, а верхнюю – числом  0,4, мы расширили промежуток, которому принадлежат значения выражения  1/х.
Если бы мы сделали иначе, округлив бесконечные десятичные дроби

0,166…  и  0,333…

по известным правилам округления, то получили бы, что

0,2 < 1/х < 0,3.

Но тогда неизвестное нам точное значение выражения  1/х  могло бы очутиться вне полученных границах.

Способ записи приближённых чисел.

Приближённые значения обычно записывают так, чтобы по записи можно было судить о точности приближения.

ПРИМЕР:

На рулоне обоев написано, что его длина равна 

18 ± 0,3 м.

Эта запись означает, что длина рулона равна  18 м  с точностью до  0,3 м, то есть точное значение длины может отличаться от приближённого значения, равного  18 м, не более чем на  0,3 м. Другими словами длина рулона должна находиться между 

18 – 0,3 = 17,7 м  и 

18 + 0,3 = 18,3 м.

 ПРИМЕР:

Если измеряя длину  х  некоторой рейки, выявили, что она больше чем  6,427 м  и меньше чем  6,429 м, то записывают:

х = 6,428 ± 0,001 м.

Говорят, что значение длины рейки найдено с точностью до 

0,001 м (одного миллиметра).

ПРИМЕР:

При приближённых вычислениях отличают запись  2,4  от  2,40, запись  0,02  от  0,0200  и так далее.

Запись  2,4  означает, что верны только цифры целых и десятых, истинное же значение числа может быть, например, 2,43 или  2,38 (при отбрасывании цифры  8  происходит округление в сторону увеличения предшествующей цифры).

Запись  2,40  означает, что верны и сотые доли, истинное число может быть  2,403  или  2,398, но не  2,421  и не  2,382.

То же отличие производится и для целых чисел. Запись  382  означает, что все цифры верны, если же за последнюю цифру ручаться нельзя, то число округляется, но записывается не в виде  380, а в виде  38 10. Запись же  380  означает, что последняя цифра  (0)  верна.

Если в числе  4720  верны лишь первые две цифры, его нужно записать в виде  47 102, или это число можно также записать в виде  4,7 103  и так далее.

Значащими цифрами называются все верные цифры числа, кроме нулей, стоящих впереди числа.

ПРИМЕР:

В числе  0,00385  три значащие цифры.

В числе  0,03085  четыре значащие цифры,

В числе  2500 – четыре,

В числе  2,5 103 – две.

Число значащих цифр некоторого числа называется его значностью.

Через то, что мы не можем выполнить бесконечного процесса деления, то мы должны прекратить деление на каком-либо десятичном знаке, то есть выполнить приближенное деление. Мы можем, например, прекратить деление на первом десятичном знаке, то есть ограничиться десятыми частями; в случае потребности мы можем остановиться на втором десятичном знаке, ограничиться сотыми частями, и так далее. В таких случаях говорят о приближенном превращении обычных дробей в десятичные. В этих случаях говорят, что мы округляем бесконечную десятичную дробь. Округление делается с той точностью, которая нужна для решения данной задачи.

Вычисления с приближенными данными.

Вычисления с приближенными данными постоянно используется в практических задачах, при этом результат вычислений обычно округляют. Результат действий с приближёнными числами есть тоже приближённое число. Выполняя некоторые действия над точными числами, можно так же получить приближённые числа.

При сложении и вычитании приближённых чисел в результате следует сохранять столько десятичных знаков, сколько их в приближённом данном с наименьшим числом десятичных знаков, то есть оставляют в результате столько знаков после запятой, сколько их содержится в менее точном данном числе.

ПРИМЕР:

Пусть 

х 17,2  и  у ≈ 8,407.

Найдём приближённое значение суммы  х  и  у.

РЕШЕНИЕ:

Имеем:

х + у ≈ 25,607.

Из данных приближённых значений  17,2  и  8,407  менее точным является первое. Округлив результат по первому данному, то есть до десятых, получим:

х + у ≈ 25,6.

ПРИМЕР:

Пусть 

х 6,784  и 

у ≈ 4,91.

Найдём приближённое значение разности  х  и  у.

РЕШЕНИЕ:

Имеем:

ху ≈ 1,874.

Из данных приближённых значений  6,784  и  4,91  менее точным является второе. Округлив результат по второму данному, то есть. до сотых, получим:

ху ≈ 1,87.

ПРИМЕР:

Найдите разность приближенных значений 

х = 1,52 ± 0,01  и 

у = 0,27 ± 0,02.

РЕШЕНИЕ:

Данным приближенным значением отвечают двойные неравенства

1,51 х 1,53  и 

0,25 у 0,29.

Умножим все части последнего двойного неравенства на  –1, получим

0,29 у 0,25.

Прибавив это двойное неравенство к первому, получим

1,22 х у 1,28, или  

х у = 1,25 ± 0,03.

Несколько иначе поступают при умножении и делении приближённых значений. Здесь округление производится с учётом относительной точности данных. В этом случае находят произведение или частное приближённых значений, и результат округляют по менее точному данному, имея ввиду относительную точность. Для этого исходные данные и полученный результат записывают в стандартном виде 

а × 10n,

и множитель  а  результата округляют, оставляя в нём столько знаков после запятой, сколько их имеет соответствующий множитель в менее точном данном.

ПРИМЕР:

Пусть 

х 0,86  и 

у 27,1.

Найдём приближённое значение произведения  х  и  у.

РЕШЕНИЕ:

Перемножив  0,86  и  27,1,  получим:

ху ≈ 23,306.

Запишем данные числа и результат в стандартном виде:

0,86 = 8,6 × 10-1;   

27,1 = 2,71 × 101;   

23,306 = 2,3306 × 101.

В множителе  8,6  одна цифра после запятой, а в множителе  2,71 две цифры после запятой. Округлим число  2,2306  по первому данному, то есть до десятых. Получим:

ху 2,3 × 101 = 23.

ПРИМЕР:

Пусть 

х 60,2  и 

у 80,1.

Найдём приближённое значение произведения  х  и  у.

РЕШЕНИЕ:

Известно, что все выписанные цифры верны, так что истинные величины могут отличаться от приближённых лишь сотыми, тысячными и так далее долями.

В произведении получаем  4822,02. Здесь могут быть неверными не только цифры сотых и десятых, но и цифры единиц.

Пусть, например, сомножители получены округлением точных чисел  60,23  и  80,14. Тогда точное произведение будет  4826,8322, так что цифра единиц в приближённом произведении (2) отличается от точной цифры  (6)  на  4  единицы.

ПРИМЕР:

Пусть 

х 563,2  и 

у 32.

Найдём приближённое значение частного  х  и  у.

РЕШЕНИЕ:

Разделив  563,2  на  32, получим:

х : у 17,6.

Запишем данные числа и результат в стандартном виде:

563,2 = 5,632 × 102;   

32 = 3,2 × 10;   

17,6 = 1,76 × 10.

Из этой записи видно, что число  1,76  следует округлить по второму данному, то есть до десятых. Получим:

х : у ≈ 1,8 × 10 ≈ 18.

При умножении и делении приближённых чисел нужно в результатах сохранять столько значащих цифр, сколько их было в приближённом данном с наименьшим числом значащих цифр.

Таким образом, при сложении, вычитании, умножении и делении приближённых значений результат округляется по менее точному данному. При этом при сложении и вычитании данные числа записываются в десятичных дробях и менее точное данное определяется по абсолютной точности, а при умножении и делении данные числа записываются в стандартном виде и менее точное данное определяется по относительной точности.

Теория приближённых вычислений позволяет:

– зная степень точности данных, оценить степень точности результатов ещё до выполнения действий;

– брать данные с надлежащей степенью точности, достаточной для обеспечения требуемой точности результата, но не слишком большой, чтобы избавить вычислителя от бесполезных расчётов;

– рационализировать сам процесс вычисления, освободив его от тех выкладок, которые не окажут влияния на точные цифры результата.

Задания к уроку 15

Комментариев нет:

Отправить комментарий