ВИДЕОУРОК
План решения задач на нахождение чисел по их сумме и частному.
– нарисовать схему задачи,
– найти количество частей,
– разделить сумму чисел на количество частей,
– умножить полученное число на число его частей.
ЗАДАЧА:
В математическом и историческом
кружках занимаются 36 учащихся. В историческом кружке учащихся в 2
раза больше, чем в математическом. Сколько учащихся занимается в каждом кружке ?
РЕШЕНИЕ:
1 + 2 = 3.
Вычислим, сколько учащихся
приходится на один отрезок (часть), для этого сумму разделим на количество частей:
36 : 3 = 12 (уч.).
Это количество учащихся,
занимающихся в математическом кружке.
Так как в историческом кружке
занимается в два раза больше учащихся, чем в математическом, то:
12 ∙ 2 = 24 (уч.).
ОТВЕТ: 12 учащихся, 24 учащихся
ЗАДАЧА:
Сумма двух чисел равна 20.
Одно число в 3 раза меньше другого. Найдите эти числа.
РЕШЕНИЕ:
Решение таких задач
производится путём принятия меньшего числа за
1
часть (долю).
Затем выражают второе число и сумму данных чисел в данных частях (долях) с последующим нахождением величины
1
части (доли).
Такой способ решения иногда называют способом частей (долей).
20 : 4 = 5.
Это меньшее число. А 3 таких части равны:
5 ∙ 3 = 15.
Это большее число.
План решения задач на нахождение чисел по их разности и частному.
– нарисовать схему задачи,
– найти разность в количестве частей,
– разделить заданную разность на разность в количестве
частей,
– умножить полученное число на число его частей.
ЗАДАЧА:
Мальчики 5-А
класса собрали в 6 раз больше макулатуры, или на 450
кг больше, чем девочки этого класса.
Сколько килограмм макулатуры собрали пятиклассники ?
РЕШЕНИЕ:
6 – 1 = 5.
Вычислим, сколько килограмм
приходится на один отрезок (часть), для этого известную разность в килограммах разделим на количество
частей:
400 : 5 = 90 (кг).
Это количество макулатуры,
которое собрали девочки.
Так как мальчики собрали в 6
раз больше макулатуры, чем девочки, то они собрали:
90 ∙ 5 = 540 (кг).
Найдём, сколько они собрали
вместе:
540 + 90 = 630 (кг).
ОТВЕТ: 630 кг
ЗАДАЧА:
РЕШЕНИЕ:
В этой задаче дана сумма двух искомых частей и их
отношение.
Находим, сколько метров верёвки
соответствует одной части отношения:
20
: 5 = 4 (м),
Итак, длина первой части:
2
∙ 4 = 8 (м),
а
другой:
Колхоз засеял пшеницей и рожью 1100
га земли. Сколько гектаров засеял колхоз пшеницей и сколько рожью, если 0,3 площади засеянной пшеницей,
равны 0,8 площади, засеянной рожью ?
РЕШЕНИЕ:
В этой задаче известна сумма
искомых площадей (1100 га), а отношение их, хотя и не дано явно, можно
определить. Будем рассуждать так:
если 0,3
площади под пшеницей равны 0,8 площади
под рожью, то вся площадь под пшеницей равна
0,8/0,3,
или 8/3 площади под рожью. Следовательно, если всю
площадь под рожью возьмем за 1 часть, то площадь под пшеницей будет составлять 8/3 таких частей, то есть площадь под пшеницей
относится к площади под рожью, как 8 : 3.
Сумма частей отношения равна:
8 + 3 = 11,
Находим, сколько гектаров земли
соответствует одной части отношения:
1100 : 11 = 100 (га),
Итак, засеяно пшеницей:
8 ∙ 100 = 800 (га),
а рожью:
3 ∙ 100 = 300 (га).
ЗАДАЧА:
Веревку длиной 22 м
разрезали на две части так, что одна из
них стала на 20% длиннее второй. Определите длину каждой части.
РЕШЕНИЕ:
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
В этой задаче дана сумма (22 м), а отношение
искомых длин выражено в процентах. Если одна часть на 20% длиннее второй,
то это означает, что первая на 1/5 длиннее второй, то есть искомые части
относятся, как 6 : 5.
Сумма частей отношения равна:
6 + 5 = 11,
Находим, сколько метров верёвки
соответствует одной части отношения:
22 : 11 = 2 (м),
Длина первой части верёвки:
2 ∙ 6 = 12 (м).
Длина другой части верёвки:
2 ∙ 5 = 10 (м).
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Эту задачу обычно решают так: вторую часть берут за 100%, тогда первая будет составлять 120%, а обе части, то есть 22 м, составят 220%. Итак, длина первой части:
а другая:ПРОВЕРКА:12
+ 10 = 22,
12
– 10 = 2,
2 : 10 = 0,2 = 20%.
- Урок 1. Отношение величин
- Урок 2. Пропорции
- Урок 3. Величины прямо пропорциональные
- Урок 4. Величины обратно пропорциональные
- Урок 5. Пропорциональное деление
- Урок 6. Проценты
- Урок 7. Нахождение процентов данного числа (задачи)
- Урок 8. Нахождение числа по его процентам (задачи)
- Урок 9. Нахождение процентного отношения двух чисел (задачи)
- Урок 10. Простые и сложные проценты
- Урок 11. Задачи на время
- Урок 12. Задачи на нахождение чисел по их сумме или разности
- Урок 14. Среднее арифметическое
- Урок 15. Среднее арифметическое (задачи)
- Урок 16. Масштаб карты или чертежа
- Урок 17. Определение расстояния на местности и действительных размеров предметов с помощью масштаба
- Урок 18. Определение расстояния на карте или чертеже с помощью масштаба
- Урок 19. Задачи на встречное движение
- Урок 20. Задачи на движение в одном направлении
- Урок 21. Задачи на движение в противоположных направлениях
- Урок 22. Задачи на движение по реке
- Урок 23. Задачи на совместную работу
Комментариев нет:
Отправить комментарий