ВИДЕОУРОК
Двое рабочих заработали
9000
руб. Один работал 2 недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый ?
РЕШЕНИЕ:
Исходя из условия задачи, можно найти как оплачивается
одна неделя такой работы:
9000 : (8 + 2) = 900 руб за неделю.
Теперь можно рассчитать, сколько заработал каждый рабочий
пропорционально времени потраченному каждым из них на работу:
900 ∙ 2 = 1800 руб – первый рабочий,
900 ∙ 8 = 7200 руб – второй рабочий.
ОТВЕТ: 1800 руб, 7200 руб
ЗАДАЧА:
Два куска одинаковой ткани стоят 360
руб. В одном из них
5
м, а в другом 4 м. Сколько стоит каждый кусок ткани ?
РЕШЕНИЕ:
Мы знаем стоимость
2
кусков ткани – 360
руб.
Теперь найдём, сколько стоит 1
м ткани.
360 : 9 = 40 (руб).
Затем найдём стоимость каждого куска ткани, так как уже
знаем количество ткани и стоимость 1 м.
40 ∙ 5 = 200 (руб),
40 ∙ 4 = 160 (руб).
ОТВЕТ: 200 руб, 160 руб
ЗАДАЧА:
В одном мешке было
56
кг муки, а в другом – 24 кг муки. Эту муку
расфасовали в 40 пакетов поровну. Сколько потребовалось пакетов для
расфасовки муки из каждого мешка ?
РЕШЕНИЕ:
Найдём массу всей муки.56 + 24 = 80 (кг).
Теперь найдём, сколько муки находится в одном пакете.
80 : 40 = 2 (кг).
Так как в одном пакете
2
кг муки, а в первом мешке 56
кг, значит для расфасовки 56 кг муки
необходимо 28 пакетов.
56 : 2 = 28.
А для расфасовки 24 кг муки необходимо 12
пакетов.
24 : 2 = 12.
ОТВЕТ: 24 пакета, 12 пакетов
ЗАДАЧА:
Двое рабочих вместе заработали 12500
руб, один рабочий работал 4 дня, а другой работал
6
дней. Как они должны разделить заработанные деньги ?
РЕШЕНИЕ:
Прежде всего, устанавливается какая зависимость между
этими величинами. Она прямо пропорциональная.
Первый рабочий должен взять 4 такие части общего заработка, каких второй
рабочий возьмёт 6, то есть заработок первого рабочего, относится к
заработку второго рабочего, как
4 : 6.
Если обозначить
х1 – заработок первого
рабочего, а
х2 – заработок второго
рабочего,
то можно записать:
х1 : х2 = 4 : 6 = 2 : 3.
Так как
х1 = 12500 – х2, то
(12500 – х2) : х2 = 2 : 3, или
(12500 – х2) ∙ 3 = 2 ∙ х2,
37500 – 3х2 = 2х2
х2 = 37500 : 5 = 7500 (руб),
х1 = 12500 – 7500 = 5000 (руб).
ОТВЕТ: 7500
руб, 5000 руб
Рассмотрим задачи деления числа прямо пропорционально трём и более числам.
ЗАДАЧА:
Чтобы приготовить щи из свежей капусты, берут мясо,
свежую капусту, помидоры и масло в отношении
25 : 25 : 10 : 2.
Сколько надо взять этих продуктов, если мяса взяли 300 г
?
РЕШЕНИЕ:
Обозначим величину одной части – х, тогда
25х (г) – капуста,
25х (г) – мясо,
10х (г) – помидоры,
2х (г) – масло.
Так как мяса взяли
300
г, то вес одной части будет равен:
25х = 300, х = 12.
Вычислив вес одной части, можно найти массу каждого из
продуктов:
25 ∙ 12 = 300 (г) – капуста,
10 ∙ 12 = 120 (г) – помидоры,
2 ∙ 12 = 24 (г) – масло.
ОТВЕТ:
300 г, 300 г, 120 г, 24 г
ЗАДАЧА:
В тугоплавком стекле содержится кремнезём, известь и поташ
в отношении 9 : 1,7 : 1,3.
Определите вес колбы, сделанной из этого стекла, если она содержит кремнезёма
на 385
г больше, чем
поташе.
РЕШЕНИЕ:
кремнезем :
известь : поташ =
= 9 : 1,7 : 1,3 = 90 : 17 : 13.
х – коэффициент
пропорциональности, тогда
90х – кремнезем,
17х – известь,
13х – поташ.
Известно, что кремнезема на 385
(г) или (90х – 13х) (г) больше,
чем поташе, значит
77х = 385,
х = 5.
тогда вес колбы будет равен:
90х + 17х + 13х =
= х(90 + 17 + 13) =
= 5 ∙ 120 = 600 (г).
ОТВЕТ: 600 г
ЗАДАЧА:
Записать отношения в виде одного ряда невозможно, так как
в первом и втором отношении II часть выражена различными числами, поэтому,
сначала освобождаемся от дробей:
I : II = 32 : 15,
II : III = 1 : 7.
А затем преобразуем отношения так, чтобы в обеих строчках
II
часть была выражена одинаковым числом, желательно наименьшим, то есть этим
числом является
НОК (1:15) = 15.
Получаем
I : II = 32 : 15,
II : III = 15 : 105,
откуда
I : II : III = 32 : 15 : 105.
х – коэффициент пропорциональности, тогда:
32х – I часть груш,
15х – II часть груш,
105х – III часть груш,
Всего 38 груш, или
32х + 15х + 105х = 152х,
15х = 1/4 ∙ 15 = 33/4 (груш),
105х = 1/4 ∙ 105 = 261/4 (груш),
Откуда:
ПРИМЕР:
4 : 5 отношение чисел, а обратное
отношение 5 : 4, причём
5 : 4 = 1/4 : 1/5,
ЗАДАЧА:
Разделить число 200 обратно пропорционально 3 и 5.
РЕШЕНИЕ:
Тут другая формулировка требования: разделить 200
в отношении,
обратном 3 и 5, то есть, в первом из искомых чисел должно быть пять
таких частей, каких во втором три.
Значит:
х1 : х2 = 5 : 3,
х1 = 200/8 ∙ 5 = 125,
х2 = 200/8 ∙ 3 = 75.
ЗАДАЧА:
Разделить число 130 обратно пропорционально 2, 3 и 4.
РЕШЕНИЕ:
х1 : х2 = 3 : 2 = 6 : 4,
х2 : х3 = 4 : 3.
Можно свести обратно пропорциональное деление к делению
прямо пропорциональному, то есть перейти к одному ряду соотношений:
х1 : х2 : х3
= 6 : 4 : 3,
откуда:
х1 = 60, х2 = 40, х3 = 30.
ЗАДАЧА:
Разделить число 680 обратно пропорционально 1/2, 3/4, 5/6.
РЕШЕНИЕ:
х1 : х2 = 3/4 : 1/2 = 3 : 2 = 15 : 10,
х2 : х3 = 5/6 : 3/4 = 10 : 9.
х1 : х2 : х3 =
15 : 10 : 9.
откуда:
х1 = 300, х2 = 200, х3 = 180.
ЗАДАЧА:
Разделить число 420 обратно пропорционально 3,
5 и 6.
РЕШЕНИЕ:
х1 : х2 = 5 : 3 =
10 : 6,
х2 : х3 = 6 : 5.
х1 : х2 : х3 =
10 : 6 : 5.
Откуда:
х1 = 420/21 ∙ 10 = 200,
х2 = 420/21 ∙ 6 = 120.
х3 = 420/21 ∙ 5 = 100.
Но если 420 разделить прямо
пропорционально
1/3, 1/5, 1/6, то
х1 : х2 : х3 =
1/3 : 1/5 : 1/6 = 10 : 6 : 5,
то есть результат вычисления получится такой же.
ЗАДАЧА:
Один рабочий выполняет норму за 6
час, другой за 5 час, а третий за 4,5 час. Работая вместе, они изготовили 795
деталей. Сколько деталей изготовил каждый рабочий ?
РЕШЕНИЕ:
Время работы обратно пропорционально количеству
изготовленных деталей.
х1 –
количество деталей, изготовленных первым рабочим,
х2 –
количество деталей, изготовленных вторым рабочим,
х3 –
количество деталей, изготовленных третьим рабочим,
х1 : х2 : х3 =
1/6 : 1/5 : 1/4,5 = 15 : 18 : 20.
Откуда:
х1 = 795/53 ∙ 15 = 225,
х2 = 795/53 ∙ 18 = 270.
х3 = 795/53 ∙ 20 = 300.
ОТВЕТ:
- Урок 1. Отношение величин
- Урок 2. Пропорции
- Урок 3. Величины прямо пропорциональные
- Урок 4. Величины обратно пропорциональные
- Урок 6. Проценты
- Урок 7. Нахождение процентов данного числа (задачи)
- Урок 8. Нахождение числа по его процентам (задачи)
- Урок 9. Нахождение процентного отношения двух чисел (задачи)
- Урок 10. Простые и сложные проценты
- Урок 11. Задачи на время
- Урок 12. Задачи на нахождение чисел по их сумме или разности
- Урок 13. Задачи на нахождение чисел по их сумме или разности и отношению
- Урок 14. Среднее арифметическое
- Урок 15. Среднее арифметическое (задачи)
- Урок 16. Масштаб карты или чертежа
- Урок 17. Определение расстояния на местности и действительных размеров предметов с помощью масштаба
- Урок 18. Определение расстояния на карте или чертеже с помощью масштаба
- Урок 19. Задачи на встречное движение
- Урок 20. Задачи на движение в одном направлении
- Урок 21. Задачи на движение в противоположных направлениях
- Урок 22. Задачи на движение по реке
- Урок 23. Задачи на совместную работу
Комментариев нет:
Отправить комментарий