ВИДЕОУРОК
Одна из задач, решаемых с помощью числового масштаба, состоит в том, что,
имея план, какого-либо участка и зная масштаб, мы можем вычислить истинные
размеры этого участка или его частей, то есть размеры в натуре. Если у нас есть
план какого-нибудь участка и, зная масштаб, мы можем вычислить истинные размеры
этого участка в натуре. Для этого с помощью линейки нужно измерить расстояние
на карте или на чертеже и рассчитать нужное расстояние в реальности.
У нас есть карта с масштабом 1 : 10000, на которой изображён отрезок длиной 2
см. Для того, чтобы определить реальное расстояние, необходимо 10000 умножить на
2.
Получим:
10000 ∙ 2 = 20000 см
(расстояние на местности в сантиметрах).
Затем переводим данное расстояние в метры или километры.
20000 : 100 = 200 м,
20000 : 100000 = 0,2 км.
ЗАДАЧА:
На карте масштабом
1 : 10000 измеренный отрезок линии равен S = 3,3 см. Определить длину горизонтальной проекции линии на местности.
РЕШЕНИЕ:
По
формуле:
S = s
×
m =
= 3,3
см ×
10000 =
= 33000
см = 330
м.
ЗАДАЧА:
Дан план (или карта) какой-либо
местности. На нем указан числовой масштаб 1 : 1000. Надо найти в натуре расстояние между двумя пунктами,
которое на плане равно 4 см.
РЕШЕНИЕ:
Учитывая данный числовой масштаб,
мы можем сказать, что все размеры в натуре в 1000 раз больше соответствующих
размеров на плане. Итак, расстояние между двумя указанными пунктами найдем,
если 4 см умножим на 1000:
соединены отрезком длиной в 6,5 см. Определим, сколько в реальности километров между Москвой и Санкт-Петербургом.
Для решения этой задачи составим таблицу и занесём в неё нужные данные. Неизвестную величину обозначим за х.
Берем карту, на которой указан масштаб 1 : 30000000. Затем с помощью измерительного циркуля и линейки
находим, что расстояние между этими городами на карте равно 2,17 см.
После этого умножением вычисляем расстояние между ними в натуре:
2,17 × 30000000 =
= 65100000 см = 651 км.
ЗАДАЧА:
Расстояние между городами на карте равно 12,8 см.
Найдите расстояние между этими городами на местности, если масштаб карты
1 : 1 000 000.
РЕШЕНИЕ:
12,8 см ∙ 1000000 = 12800000 см =
= 128000 м = 128 км.
ЗАДАЧА:
Длина отрезка на карте
3
см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты
1 : 1 000 000.
РЕШЕНИЕ:
Обозначим длину отрезка на местности (в сантиметрах) буквой
х и найдём отношение длины отрезка на карте к
длине отрезка на местности: 3 : х,
которое и будет равно масштабу карты.
3 : х = 1 : 1000000.
Решив уравнение, получим:
х = 3 ∙
1000000 = 3000000. Но
3000000 см = 30000 м = 30 км.
ОТВЕТ: длина
отрезка на местности 30 км.
ЗАДАЧА:
На карте изображены школа и библиотека. Расстояние между
школой и библиотекой на этой карте равно
3
см. Масштаб карты равен 1 : 3000.
Определите расстояние между школой и библиотекой в действительности.
РЕШЕНИЕ:
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к
расстоянию на местности.. Таким образом масштаб
1 : 3000 означает,
что 1
см на карте равен 3000
см на местности. Тогда пусть 3
см на карте будут равны х
см на местности.
1
см на карте – 3000 см на местности,
3
см на карте – х см на местности.
Чтобы узнать, чему равняется х нужно 3 умножить на 3000.
Переведём сантиметры в метры:
9000 см = 90 м.
Итак, расстояние между школой и библиотекой в
действительности равно 90 м.
ОТВЕТ: 90 м
ЗАДАЧА:
Определите длину школьного сада
по плану, если на плане его длина 4 см, а масштаб плана в
1
см – 10
м.
РЕШЕНИЕ:
4 ∙ 10 м = 40 м,
то есть 4
см – это на местности 40 м.
ОТВЕТ: 40 м
ЗАДАЧА:
Дан план (или карта) какой-либо
местности. На нем указан числовой масштаб 1 : 1000. Надо найти в натуре расстояние между двумя пунктами,
которое на плане равно 4 см.
РЕШЕНИЕ:
Учитывая данный числовой масштаб,
мы можем сказать, что все размеры в натуре в 1000 раз больше соответствующих
размеров на плане. Итак, расстояние между двумя указанными пунктами найдем, если
число 4 см умножим на
1000:
- Урок 1. Отношение величин
- Урок 2. Пропорции
- Урок 3. Величины прямо пропорциональные
- Урок 4. Величины обратно пропорциональные
- Урок 5. Пропорциональное деление
- Урок 6. Проценты
- Урок 7. Нахождение процентов данного числа (задачи)
- Урок 8. Нахождение числа по его процентам (задачи)
- Урок 9. Нахождение процентного отношения двух чисел (задачи)
- Урок 10. Простые и сложные проценты
- Урок 11. Задачи на время
- Урок 12. Задачи на нахождение чисел по их сумме или разности
- Урок 13. Задачи на нахождение чисел по их сумме или разности и отношению
- Урок 14. Среднее арифметическое
- Урок 15. Среднее арифметическое (задачи)
- Урок 16. Масштаб карты или чертежа
- Урок 18. Определение расстояния на карте или чертеже с помощью масштаба
- Урок 19. Задачи на встречное движение
- Урок 20. Задачи на движение в одном направлении
- Урок 21. Задачи на движение в противоположных направлениях
- Урок 22. Задачи на движение по реке
- Урок 23. Задачи на совместную работу
Комментариев нет:
Отправить комментарий