соответственно через m и n. Тогда уравнение принимает вид:
– в виде многочлена:
у = aх2 + bх + c, где а ≠ 0;
Например, у
= 4х2 – 24х + 20.
– в виде разложения на множители (если корни соответствующего квадратного
трёхчлена существуют):
у = а(х –х1)(х – х2);
Например, у = 4(х –1)(х – 5);
– в виде выделенного полного квадрата:
у = a(х – m)2 + n
Например, у
= 4(х – 3)2 – 16.
Область определения
функции – все действительные числа то есть
D = R.
Множество значений
функции.
Если а ˃ 0, то E = [yв; +∞).
Если а < 0, то E = (–∞; yв],
где хв и yв –
координаты вершины параболы.
ПРИМЕР:
Исследуем на экстремум функцию
у = х2 +
2х + 5.
у = х2 +
2х + 5 =
(х + 1)2 + 4.
Выражение
(х + 1)2
всегда положительное и только при
х = –1
равно нулю. Поэтому, в точке
х =
–1
данная функция имеет минимум. Максимума функция не имеет.
ПРИМЕР:
Какое наибольшее значение приобретает функция ?
6х2
– х4 – 6.
РЕШЕНИЕ:
f(x) = 6х2 – х4 – 6 =
(– х4
+ 2 ∙ 3х2
– 32) + 3 =
=–(х4
– 2 ∙ 3х2
+ 32) + 3 =
–(х2
– 3)2 + 3.
Максимальное
значение функция приобретет тогда, когда
–(х2 – 3)2 = 0, поэтому f(x)max
= 3.
ОТВЕТ: 3
ПРИМЕР:
При каких значениях а и с вершина параболы
y = аx2 + 6x + c
находится в точке
А(1; 7) ?
РЕШЕНИЕ:
у(1) = –3 ∙ 12
+ 6 ∙ 1 + с = 7.
отсюда: с = 4.
ОТВЕТ:
а = –3, с = 4
ПРИМЕР:
При каком значении с наибольшее значение функции
у = –0,5x2 + 4x + с
равно –2 ?
РЕШЕНИЕ:
–2 = –0,5 ∙ 42
+ 4 ∙ 4 + с, с =
–10.
Следовательно, максимальное значение –2 функция приобретает, если с
= –10.
ОТВЕТ: с = –10
ПРИМЕР:
Область определения функции находится из условия, что
подкоренное выражение не может быть отрицательным:
6х – х2
≥ 0, х2
– 6х ≤ 0, 0 ≤ х ≤ 6.
А также из условия, что
знаменатель дроби не должен быть равен нулю:
5 – х ˃ 0, х
< 5.
ОТВЕТ: [0; 5)
Подставив
Область определения функции находится из условия, что
подкоренное выражение не может быть отрицательным:
56 – х – х2
≥ 0.
(х – 7)(х + 8) ≤ 0,
х ∈ [–8; 7],
х ≤ –7, х ≥ –8.
а также из условия, что
знаменатель дроби не должен быть равен нулю:
х2 – 49 ≠
0,
х2 ≠ 49, х ≠ ±7.
ОТВЕТ: [–8; –7) ∪ (–7; 7)
ПРИМЕР:
Область определения функции находится из условия, что
подкоренное выражение не может быть отрицательным:
х2 – 3х – 4 ≥ 0.
(х – 4)(х + 1) ≥ 0,
х ≤ –1, х ≥ 4.
а также из условия, что
знаменатель дроби не должен быть равен нулю:
16 – х2 ≠ 0,
х2 ≠ 16, х ≠ ±4.
ОТВЕТ:
(–∞; –4) ∪ (–4; –1] ∪ (4;
+∞)
ПРИМЕР:
ОДЗ:
90 – х – х2 ˃ 0,
х2 + х – 90 <
0,
(х + 10)(х – 9) < 0,
х ∈ (–10; 9).
ПРИМЕР:
ОДЗ:
3х2
– 10х + 3 ≥ 0,
(х –
1/3)(х – 3) ≥ 0,
х ∈ (–∞; 1/3] ∪
[3; +∞).
ПРИМЕР:
2х2 + 7 ≠ 0.
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Найдите область определения функции:РЕШЕНИЕ:х ∈ (–∞; –5) ∪ [2; 3,5) ∪ (3,5; +∞).Простейшей
квадратичной функцией есть функция вида
у = х2.
Это –неограниченная
чётная функция, определённая для всех действительных значений аргумента х. При х ˃ 0 она возрастающая, а при
х < 0 – убывающая.
Областью значения
функции
у =
х2
есть все
неотрицательные числа.
Квадратичная
функция вида у = aх2 также чётная, неограниченная, определённая
для всех действительных х.
ПРИМЕР:
Функция f(x) = x2 задана на отрезке [0; 3]. Обратима ли она ? Напишите формулу,
которой задается функция g, обратимая к f. Какова область определения и множество значений функции g ?
РЕШЕНИЕ:
На отрезке [0; 3] разным значениям переменной х соответствуют разные значения f(x). Поэтому, функция f обратима. Она каждому
числу х из промежутка
[0; 3] ставит в соответствие
его квадрат (число из промежутка [0; 9]). Поэтому обратная к ней функция каждому
действительному числу х из промежутка [0; 9] ставит
в соответствие его арифметический квадратный корень из промежутка [0; 3]. Поэтому, функцию g можно задать такой формулой:
g(x) = √͞͞͞͞͞x , х ∈ [0; 9].
Область определения функции g представляет собой отрезок [0; 9], а множество значений – [0; 3]. Функция f(x) = √͞͞͞͞͞x задана на отрезку [0; 9].
ПРИМЕР:
Функция f(x) = x2 задана на отрезку [–3; 3]. Обратная ли она ?
РЕШЕНИЕ:
Дання функция f двум
противоположным значениям переменной х из промежутка [–3; 3] ставит в
соответствие то же число. Например
f(–2) = 4 и f(2) = 4.
Задания к уроку 24
- Урок 1. Координатная плоскость
- Урок 2. Диаграммы
- Урок 3. Графики
- Урок 4. Множества
- Урок 5. Что такое функция ?
- Урок 6. Аналитический способ задания функции
- Урок 7. Табличный способ задания функции
- Урок 8. Графический способ задания функции
- Урок 9. Нахождение области определения и области значения функции аналитическим методом
- Урок 10. Нахождение области определения и области значения функции с помощью графика
- Урок 11. Нули функции
- Урок 12. Возрастание и убывание функции
- Урок 13. Экстремальные значения функции
- Урок 14. Симметричные функции
- Урок 15. Чётные и нечётные функции
- Урок 16. Функция, обратная данной
- Урок 17. Линейная функция
- Урок 18. График линейной функции
- Урок 19. Прямая пропорциональность
- Урок 20. График прямой пропорциональности
- Урок 21. Взаимное расположение графиков линейных функций
- Урок 22. Функция обратно пропорциональной зависимости
- Урок 23. График функции обратно пропорциональной зависимости
- Урок 25. График функции у = aх2 + b
- Урок 26. График функции у = a(х - m)2 + n
- Урок 27. График функции у = aх2 + bx + c
- Урок 28. Функция y = √͞͞͞͞͞х и её график
- Урок 29. Функция y = хn и её график
- Урок 30. Построение графиков функций методом геометрических преобразований
Комментариев нет:
Отправить комментарий