В геометрии угол определяется как фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. Эти лучи называются сторонами угла, а их общая точка – вершиной угла. При этом стороны угла считаются равноправными. Для тригонометрии такое понятие угла недостаточно и его обобщают следующим образом.
При таком определении угла его величина является мерой вращения конечной его стороны относительно начальной.
Для непосредственного измерения дуг и углов, как и отрезков, принимают некоторую определённую дугу (угол) за единицу измерения и при помощи этой единицы измеряют остальные дуги и углы.
части длины её окружности, называют дугой в один градус, а угол, равный центральному углу, опирающемуся на дугу в один градус, называют углом в один градус (1°).
1 градус – это 1/360 часть окружности.
Могли разбить на 100 частей. Или на 1000. Но разбили на 360.
Тригонометрический круг.
Тригонометрия пришла людям на помощь, когда выяснилось, что для многих
расчётов недостаточно тех углов, которые определялись обычной геометрией. В
геометрии мы не встретим углы больше, чем
360°. Поэтому
тригонометрия – это раздел математики, посвящённый углам.
Нарисуем тригонометрический круг. Круг это аналог числовой прямой в геометрии.
1. Рисуем систему координат.
2. Изображаем круг. Центр совпадает с центром системы координат.
Рекомендуется выбирать за длину радиуса 4, 6 или 8 клеточек в зависимости от того, какого
размера надо нарисовать круг.
3. Ставим точку отсчёта 0 для измерения углов.
α + 360° ∙ n,
где n – целое число.
Вращение против часовой стрелки – это положительное
направление, а по часовой – отрицательное.
Как отсчитываются углы на круге ?
I, II, III, IV.
Четверти всегда нумеруются против часовой стрелки. Также добавлены цифры
0°, 90°, 180°, 270°, 360°
на осях. Это значения углов, отсчитанные от неподвижной стороны, которые
попадают на координатные оси.
Из рисунка видно, что:
– если угол от 0° до 90°, то он
принадлежит I четверти;
– если угол от 90° до 180°, то он
принадлежит II четверти;
– если угол от 180° до 270°, то он
принадлежит III четверти;
– если угол от 270° до 360°, то он
принадлежит IV четверти.
Это для положительных углов.
Неподвижная сторона угла всегда привязана к положительной полуоси Ох. Любой угол в тригонометрии отсчитывается от этой
полуоси. Это базовое начало отсчёта углов. Так как координатные оси
пересекаются под прямым углом, поэтому прибавляем по 90° в каждой четверти.
Также на рисунке добавлена красная стрелочка с плюсом. Что же означает эта
стрелочка ?
Если угол мы будем крутить по стрелочки с плюсом (против часовой стрелки,
по ходу нумерации четвертей), то угол будет считаться положительным.
ПРИМЕР:
0°, 90°, 180°, 270°, 360°
также отмотаны именно в “плюс”, по красной стрелочке.
Из рисунка видно, что:
– если угол от 0° до –90°, то он
принадлежит IV четверти;
– если угол от –90° до –180°, то он
принадлежит III четверти;
– если угол от –180° до –270°, то он
принадлежит II четверти;
– если угол от –270° до –360°, то он
принадлежит I четверти.
Это для отрицательных углов.
Отсчёт угла ведётся строго от нуля против часовой стрелки, если угол
положительный, и по часовой стрелке – если угол отрицательный.
Ещё нарисована синяя стрелочка. Также с минусом. Это стрелочка –
направление отрицательного отсчёта углов на круге. Она показывает, что, если мы
будем откладывать угол по ходу часовой стрелки, то угол будет считаться
отрицательным.
ПРИМЕР:
Начало отсчёта углов – от положительной полуоси Ох. По часовой стрелке – “минус”, против часовой
стрелки – “плюс”.
Нумерация четвертей всегда против часовой стрелки вне
зависимости от направления исчисления углов.
Величины углов, лежащих на осях координат
(0°, 90°, 180°, 270°, 360°),
надо запомнить. Причём как в плюс, так и в минус.
Одну и туже точку на круге можно обозначить как положительным углом, так и
отрицательным.
ПРИМЕР:
Положительный угол +270° занимает на круге то же самое положение, что
и отрицательный угол –90°.
Положительный угол +230° занимает на круге
то же самое положение, что и отрицательный угол
–130°.
Любую точку на круге можно обозначить как положительным,
так и отрицательным углом.
Выбор конкретного направления зависит исключительно от задания.
Из примера мы выяснили, что угол 45° в точности
совпадает с углом –315°. Так как полный
оборот равен 360°, а у нас есть
угол 45°, то определяем,
сколько не хватает до полного оборота. Отнимаем 45° от 360° – вот и получили 315°. Отсчитываем в
отрицательную сторону – и получаем угол –315°.
Построение углов в пределах одного оборота (между
0° и 360°).
ПРИМЕР:
Нарисуем угол 60°.
РЕШЕНИЕ:
Рисуем координатные оси, круг.
Можно прямо от руки, безо всякого циркуля и линейки. Рисуем схематично. Можно (для себя) отметить значения углов на осях и указать
стрелочку в направлении против часовой стрелки.
Теперь проводим вторую (подвижную) сторону угла в первой четверти, так как 60° – это строго между 0° и 90°. Рисуем под углом примерно 60° к неподвижной стороне. Как отсчитать
примерно 60° без транспортира ? Это две трети от
прямого угла.
Нарисуем угол 265°.
РЕШЕНИЕ:
Любая работа с углом (в том числе и рисование этого самого угла на
круге) всегда начинается с
определения четверти, в которую попадает это угол.
Как нарисовать угол большим за 360° ?
Для правильного рисования таких углов на круге необходимо всё то же самое –
выяснить, в какую четверть попадает интересующий нас угол. Здесь умение
безошибочно определять четверть куда более важно, чем для углов от 0° до 360°.
ПРИМЕР:
Надо выяснить в какую четверть
попадает угол 444°.
РЕШЕНИЕ:
Так как задан положительный
угол, то начинаем двигаться против часовой стрелки от оси Ох.
Сделали один оборот – дошли до 360°. Находим сколько
градусов осталось до 444°.
Считаем оставшийся хвостик:
444° – 360° = 84°.
Итак, 444° – это
один полный оборот (360°) плюс ещё
84°. Очевидно это
первая четверть. Значит, угол 444° попадает в первую четверть.
Пунктирная красная линия – это
один полный оборот, к которому дополнительно присоединяется угол 84° (сплошная
линия). Положение угла 444° полностью совпадает с положением угла 84°.
Если к углу прибавить (отнять) любое целое число полных оборотов, положение исходного угла на круге
не изменится.
ПРИМЕР:
В какую четверть попадает угол 1000° ?
РЕШЕНИЕ:
Считаем, сколько полных
оборотов находится в тысяче градусов. Один оборот – это 360°, ещё один – уже 720°, третий – 1080° … Стоп! Перебор! Значит, в угле 1000° находится два
полных оборота. Отнимаем их из 1000° и
считаем остаток:
1000° – 2 ∙ 360° = 280°.
Значит, положение угла 1000° на круге то же самое, что и у угла 280°. Угол попадает в четвёртую
четверть.
ПРИМЕР:
В какую четверть попадает угол 31240° ?
РЕШЕНИЕ:
Поделим угол 31240° на 360°. Получим:
31240° : 360° = 86,777 …
То, что число получилось
дробным – не страшно. Нас интересуют только целые обороты.
В угле 31240° находится
86 полных оборотов.
В градусах это будет:
86 ∙ 360° = 30960°.
Производим вычитание и получаем:
31240° – 30960° = 280°.
Угол попадает в четвёртую
четверть.
Если задан угол, больше чем 360°, то:
Сначала нужно определить, сколько полных оборотов
находится в этом угле. Для этого делим исходный угол на 360 и отбрасываем
дробную часть.
Считаем, сколько градусов в полученном количестве
оборотов. Для этого умножаем число оборотов на
360.
Отнимаем эти обороты от исходного угла и работаем с
привычным углом в пределах от 0° до 360°.
Как работать с отрицательными углами ?
Точно так же, как и с положительными углами, только с одним единственным
отличием. Поворачивать углы надо в обратную сторону, в минус. По ходу часовой
стрелки.
ПРИМЕР:
Надо нарисовать угол –200°.
РЕШЕНИЕ:
Сначала всё как обычно для
положительных углов – оси, круг. Ещё синюю стрелочку с минусом изобразим, да
углы на осях по-другому подпишем. Их придётся отсчитывать в отрицательном
направлении. Это будут всё те же
самые углы, шагающие через 90°, но отсчитанные в обратную
сторону, в минус:
0°, –90°, –180°, –270°, –360°.
Итого: угол –200° попадает во вторую четверть. Углы на осях координат
(0°, –90°, –180°, –270°, –360°)
надо помнить для того, чтобы безошибочно определять
четверть, куда попадает угол.
ПРИМЕР:
В какую четверть попадает угол –2000° ?
РЕШЕНИЕ:
Для начала считаем, сколько
полных оборотов находится в этом угле. Поделим
2000 на 360. Получим 5 с остатком.
Остаток пока нам не нужен, его позже сосчитаем, когда будем рисовать угол.
Считаем пять полных оборотов в градусах:
5 ∙ 360° = 1800°.
Считаем остаток:
2000° – 1800° = 200°.
Остаток будет со знаком минус,
так как нам задан отрицательный угол.
Если задан очень большой отрицательный угол, то первая
часть работы с ним (поиск числа полных оборотов и их отбрасывание) та же самая,
что и при работе с положительным углом. Знак минус на данном этапе решения не
играет никакой роли. Учитывается знак лишь в самом конце, при работе с углом,
оставшимся после удаления полных оборотов.
I, II, III и IV.
Для того чтобы задать угол, надо задать его вершину О, его стороны ОА и ОВ и отметить тот поворот, который
переводит ОА в ОВ.
Отметим, что поворот от первой стороны ОА угла ко второй ОВ может быть совершен в двух противоположных направлениях. Повороты, производимые в одном из направлений, совершенно безразлично в каком, условимся называть положительными углами, а тогда повороты, проводимые в противоположном направлении, – отрицательными углами. Обычно на чертежах положительными считаются повороты, совершаемые против часовой стрелки, а отрицательными – повороты, совершаемые по часовой стрелке.
обозначаются
Любой поворот можно задать его центром О и углом поворота α, который лежит в границах
ДРУГИЕ УРОКИ- Урок 2. Радианное измерение угловых величин
- Урок 3. Основные тригонометрические функции
- Урок 4. Натуральные тригонометрические таблицы
- Урок 5. Периодичность тригонометрических функций
- Урок 6. Область определения и область значения тригонометрических функций
- Урок 7. Знаки тригонометрических функций
- Урок 8. Чётность и нечётность тригонометрических функций
- Урок 9. Тригонометрические функции некоторых углов
- Урок 10. Построение угла по данному значению его тригонометрической функции
- Урок 11. Основные тригонометрические тождества
- Урок 12. Выражение всех тригонометрических функций через одну из них
- Урок 13. Решение прямоугольных и равнобедренных треугольников с помощью тригонометрических функций
- Урок 14. Теорема синусов
- Урок 15. Теорема косинусов
- Урок 16. Решение косоугольных треугольников
- Урок 17. Примеры решения задач по планиметрии с применением тригонометрии
- Урок 18. Решение практических задач с помощью тригонометрии
- Урок 19. Формулы приведения (1)
- Урок 20. Формулы приведения (2)
- Урок 21. Формулы сложения и вычитания аргументов тригонометрических функций
- Урок 22. Формулы двойных и тройных углов (аргументов)
- Урок 23. Формулы половинного аргумента
- Урок 24. Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение
- Урок 25. Графики функций y = sin x и y = cos x
- Урок 26. Графики функций y = tg x и y = ctg x
- Урок 27. Обратные тригонометрические функции
- Урок 28. Основные тождества обратных тригонометрических функций
- Урок 29. Выражение одной из аркфункций через другие
- Урок 30. Графики обратных тригонометрических функций
- Урок 31. Построение графиков тригонометрических функций методом геометрических преобразований
- Урок 2. Радианное измерение угловых величин
- Урок 3. Основные тригонометрические функции
- Урок 4. Натуральные тригонометрические таблицы
- Урок 5. Периодичность тригонометрических функций
- Урок 6. Область определения и область значения тригонометрических функций
- Урок 7. Знаки тригонометрических функций
- Урок 8. Чётность и нечётность тригонометрических функций
- Урок 9. Тригонометрические функции некоторых углов
- Урок 10. Построение угла по данному значению его тригонометрической функции
- Урок 11. Основные тригонометрические тождества
- Урок 12. Выражение всех тригонометрических функций через одну из них
- Урок 13. Решение прямоугольных и равнобедренных треугольников с помощью тригонометрических функций
- Урок 14. Теорема синусов
- Урок 15. Теорема косинусов
- Урок 16. Решение косоугольных треугольников
- Урок 17. Примеры решения задач по планиметрии с применением тригонометрии
- Урок 18. Решение практических задач с помощью тригонометрии
- Урок 19. Формулы приведения (1)
- Урок 20. Формулы приведения (2)
- Урок 21. Формулы сложения и вычитания аргументов тригонометрических функций
- Урок 22. Формулы двойных и тройных углов (аргументов)
- Урок 23. Формулы половинного аргумента
- Урок 24. Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение
- Урок 25. Графики функций y = sin x и y = cos x
- Урок 26. Графики функций y = tg x и y = ctg x
- Урок 27. Обратные тригонометрические функции
- Урок 28. Основные тождества обратных тригонометрических функций
- Урок 29. Выражение одной из аркфункций через другие
- Урок 30. Графики обратных тригонометрических функций
- Урок 31. Построение графиков тригонометрических функций методом геометрических преобразований
Комментариев нет:
Отправить комментарий