Общий метод решения
иррационального уравнения заключается в том, что сначала изолируется один
радикал, затем обе части уравнения возводят в степень, потом снова изолируется
радикал и т. д. Всякое иррациональное уравнение после конечного числа таких преобразований
может быть приведено к рациональному уравнению.
Получающееся в
результате уравнение, вообще говоря, не эквивалентно заданному. Поэтому, найдя решения
этого уравнения, надо проверить их путём подстановки в данное уравнение и отбросить
как посторонние, те из них, которые не удовлетворяют решению. Однако если обе
части иррационального уравнения возводились в нечётную степень, то проверять решение
не обязательно, так как в этом случае придём к уравнению, эквивалентному данному.
Если уравнение содержит
радикалы с неизвестным в знаменателе, то его надо освободить от знаменателя, выполнив
необходимые преобразования.
Прежде чем
приступить к решению иррационального уравнения, целесообразно определить
область допустимых значений для неизвестного, так как в некоторых случаях после
этого отпадает необходимость в решении.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
РЕШЕНИЕ:
ОТВЕТ:
Данное уравнение не имеет решений.
Решение простейших иррациональных уравнений.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:РЕШЕНИЕ:
Решая эти уравнения, получаем
х1 = 5, х2 = –2, х3 = 7
(х1 и х2 не
входят в область допустимых значений данного уравнения).
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
ПРОВЕРКА:
ОТВЕТ: х = 3.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
Возведём в квадрат обе части:
х – 7 = х2 – 26х + 169,
х2 – 27х + 176 =
0,
х1 = 16, х2 = 11.
Проверкой легко убедиться, что х = 16 удовлетворяет уравнению, а х = 11 уравнению не удовлетворяет (левая часть уравнения неотрицательное число; тогда и правая часть должна быть неотрицательным числом, а это возможно при условии, что х ≥ 13).
ОТВЕТ: х = 16.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
(x – 46)2 = 196(x + 5),
x2 – 288x + 1136
= 0,
x1 = 4, x2
= 284.
Проверкой, убеждаемся, что решением уравнения является значение
х = 4.
ОТВЕТ: х = 4.
Решение иррациональных уравнений способом замены.
Этот способ состоит в том, что выражение, находящееся под знаком радикала, обозначают новым неизвестным в некоторой степени (так, чтобы корень извлекался).
ПРИМЕР:
Область допустимых значений
х2 – 4 ≥ 0,
т. е.
х ≤ –2 и х ≥ 2.
х2 – 4 = у2;
х2 = у2 + 4
и данное уравнение принимает вид
у2 – у – 12 = 0,
откуда
у1 = 4, у2 = –3.
у2 отбрасываем, так как у ˃ 0. Найдём значение х:
х2 = у2 + 4 = 16 + 4 = 20,
х1,2 =
±√͞͞͞͞͞20.
Оба значения х1,2 = ±√͞͞͞͞͞20 принадлежат области допустимых значений и удовлетворяют уравнению, в чём можно убедиться путём проверки.
ОТВЕТ: х1,2 = ±2√͞͞͞͞͞5.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
РЕШЕНИЕ:
Получим уравнение
y2 + у – 2 = 0,
которое имеет корни
у1 = 1, у2
= –2.
или Отсюда х1 = 1.
Второе уравнение не имеет корней, так как ОТВЕТ: 1
ПРИМЕР:
u2 + v2 = 25 – 2uv,
(u2 + v2)2 = u4
+ 2u2v2 + v4
= 252,
(25 – 2uv)2 = 625 – 100uv + 4u2v2,
u4 + 2u2v2 + v4
= 625 – 100uv + 4u2v2,
u4 + v4 = 625 – 100uv + 2u2v2
= 97,
2u2v2– 100uv + 528
= 0,
(uv)2– 50uv + 264 = 0,
(uv)1 = 44, (uv)2
= 6.
Первая система в области действительных чисел не имеет решений. Вторую систему решаем устно:
Первая система в области действительных чисел не имеет решений. Вторую систему решаем устно:
u1 = 3, u2 = 2, v1 = 2, v2 = 3.
Отсюда
x1 = 16, x2 = 81.
Оба корня удовлетворяют данному уравнению.
ОТВЕТ:
x1 = 16, x2 = 81.
Умножение обеих частей уравнения на выражение, сопряжённое выражению в левой части.
ПРИМЕР:
Область допустимых значений:
х + 4 ≥ 0, х ≥ –4,
20 + х ≥ 0,
х ≥ –20.
следовательно, х ≥ –4.
х + 4 = 9, х = 5.
Это значение принадлежит области допустимых значений и удовлетворяет уравнению.
ОТВЕТ: x = 5.
Применение формул сокращённого умножения.
ПРИМЕР:
(a – b)3 = a3 – b3 – 3ab(a – b).
Тогда
(8х + 4) – (8х – 4) –
Учитывая, что по условию выражение в квадратных скобках должно быть равно 2, получим
откуда
64х2 – 16 = 0;
х2 = 1/4,
х1 = 1/2, х2 = –1/2.
х1 = 1/2, х2 = –1/2.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
Далее возведём обе части уравнения в третью степень: Обозначив получим квадратное уравнение:
y2 + у – 12 = 0,
которое имеет корни
y1 = 3, y2 =
–4.
Возведя обе части уравнения в третью степень, получаем
х – 3 = 27, х = 30,
или
х – 3 = –64, х =
–61.
Задания к уроку 40
Другие уроки:
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий