Пусть дано
равенство с переменными х, а:
f(х; а) = 0.
Если ставится
задача для каждого действительного значения
а решить это
уравнение относительно х,
то уравнение f(х; а)
= 0 называют уравнением с переменной х и параметром а.
Параметр – это
условная буква, вместо которой можно подставить число. То есть параметр – это
ещё одна переменная, которая может принять несколько значений.
Как решать
уравнения с параметром, если у нас целых две (а то и больше) неизвестных
переменных ?
Нужен иной подход,
чем при решении обычного уравнения.
Решить уравнение с
параметром а – значит, для каждого значения а, найти
значения х, удовлетворяющие этому уравнению.
Мы ищем не
единственное значение параметра, а все возможные его значения для заданного
условия.
ЗАДАЧА:
Утром на термометре было некоторое количество градусов,
которое мы обозначим за х. В обед температура воздуха изменилась в несколько раз. Во
сколько раз должна была измениться температура воздуха, чтобы на термометре
было 20
градусов ?
РЕШЕНИЕ:
Такие задачи достаточно легко решаются. Если бы
изначально было пять градусов, то искомое число было бы равно 20
: 5 = 4. А если было 10
градусов, то искомое число было бы равно
20 : 10 = 2.
Но мы не знаем, какой изначально была температура. Так же
не знаем, во сколько раз она изменилась. То есть получили уравнение с двумя
неизвестными переменными.
Обозначим вторую переменную а, у нас получилось уравнение вида
ах = 20.
Только что введённая переменная а является параметр.
Поскольку параметр – переменная в уравнении, которая
является коэффициентом, его значение задаёт и корни уравнения. То есть
переменные а и х зависят друг от друга так же, как и зависят
корни обычного уравнения от его коэффициентов.
Как найти, сколько градусов было изначально ? Разделить
всё уравнение на число а:
х = 20 : а.
При а = 2, х = 10.
При а = 40, х = 0,5.
Что, если а = 0 ? Мы получаем уравнение х
= 20 : 0, у которого нет решения,
поскольку на 0 делить нельзя.
Если мы не будем преобразовывать изначальное уравнение,
то получится 0∙ х = 20,
то есть уравнение не будет выполняться: какое бы число мы
ни умножили на 0, получится 0.
Получается, решение есть при любых значениях а,
кроме 0.
Таким образом, мы и нашли ответ:
при а = 0 решений нет,
(m – 1)x = 8.
Уравнение имеет один корень
Уравнение не имеет корней, если m = 1.
Если n = 0, то уравнение имеет вид 0x = 0. В этом случае любое значение х решение уравнения.
Уравнение имеет один корень 5, если n ≠ 0.
превращается в истинное выражение, иначе говоря, необходимо узнать, при каких значениях а выражение
превращается в неправильное решение.
Следовательно, выражение
превращается в истинное высказывание при всех значениях параметра а, которые не равняются нулю.
Решите уравнение:
2а(а – 2)х = а – 2.
РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим прежде всего те значения параметра, которые
обращают в нуль коэффициент при х (при этих значениях
параметра невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х,
а при остальных значениях параметра такое деление возможно). Такими
значениями являются а = 0, а = 2.
При а = 0 уравнение
принимает вид
0 ∙ х = –2.
Это уравнение не имеет корней.
При а = 2 данное
уравнение принимает вид
0 ∙ х = 0,
корнем его служит любое действительное число.
если а = 0, то уравнение не имеет корней;
если а = 2, то корнем служит любое действительное число;
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий