Постройте график, найдите
координаты точек пересечения графиков функций
у
= х +
6 и
у = 2х2 – 3х + 6.
РЕШЕНИЕ:
Графический способ.
(0; 6), (2; 8).
Аналитический способ.
х + 6 = 2х2 – 3х + 6,
2х2
– 4х = 0,
2х(х – 2) = 0,
х1 = 0, х2
= 2,
у1 = 6, у2
= 8.
На каких условиях две окружности с радиусами a и b и расстоянием между центрами c пересекаются ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть О и О1 – центры окружности. Возьмём точку О за начало декартовой системы координат, а полу прямую ОО1 – за положительную полуось х. Уравнениями окружности будут:
х2 + у2 = а2,
Если окружности пересекаются, то координаты х, у точки пересечения удовлетворяют два уравнения. И наоборот, если система уравнений имеет решение, то есть когда существуют х и у, которые удовлетворяют оба два уравнения, то они будут координатами точки пересечения окружностей. Количество точек пересечения окружностей, если они пересекаются, равно количеству решений системы.
Откуда:
откуда:
Преобразуем правую часть равенства как разность квадратов. Получим:
Откуда видно, что если а + с > 0, а + b > 0 и b + с > 0 правая часть равенства положительная, а поэтому, система имеет решения. Причём таких решений будет два, то есть окружности пересекаются в двух точках.
Если хотя бы один из множителей а + с – b, b + а – с, b – а + с равен нулю, то система имеет одно решение, то есть окружности касаются.
Если же один из множителей в правой части отрицательный, то система не имеет решений и окружности не пересекаются.
Два множителя не могут быть отрицательными, поскольку тогда их сумма отрицательна, а она всегда положительная.
Графический метод решения
уравнений.
Не каждый график уравнения будет графиком функции. Однако и графики
уравнений, и графики функций можно использовать для решения систем уравнений с
двумя переменными.
С графическим
методом решения уравнения f(x) = g(x) связан
функциональный метод решения уравнения, основанный на том, что если одна из
функций y = f(x) и y = g(x) возрастает, а другая убывает, то
уравнение f(x) = g(x) либо не имеет
корней, либо имеет единственный корень.
Чтобы графически решить уравнение
f(x) = g(x),
следует построить графики функций y = f(x) и y = g(x) и найти абсциссы точек пересечения построенных графиков.
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
√͞͞͞͞͞x = |х – 2|.
РЕШЕНИЕ:
Построим в одной системе координат график функции у
= √͞͞͞͞͞x и у = |х
– 2|.
если х ≥ 2, то х – 2 ≥ 0 и
потому |х – 2| = х – 2,
ПРИМЕР:
y2 +
x2 =
4 – уравнение
окружности с центром в начале координат и радиусом R = 2,
у = х – 2
– уравнение прямой.
Координаты точек пересечения:
ПРИМЕР:
Графиком
функции у = x2 – 4 будет
парабола, полученная из параболы у = x2 перемещением на 4 единицы вниз. Графиком функции 2х + у = –1 будет прямая, уравнение
которой у = –2х –1.
Графики
пересекаются в точках:
Решить систему уравнений:
А(3; 4); В(4; 3);
Проверка показывает, что найдены четыре пары чисел не приближённые решения системы уравнений, а точные. Имеем ответ:
х1 = 3; у1 = 4;
ПРИМЕР:
В этой системе первое уравнение
будет уравнением окружности радиуса
х2 – у2 = 0,
(х + у)(х
– у) = 0,
х + у = 0, или
х – у = 0.
График уравнения:
х2 – у2 = 0,
будет пара прямых:
у = х,
у = –х.
Пересечение этого множества с окружностью
состоит из четырёх точек:
(1; 1), (1; –1),
График первого уравнения – парабола, расположенная симметрично оси у, с вершиной в начале координат.
х1 = 0, у1 = 0;
ПРОВЕРКА:
Решим данную систему алгебраически.
x2 – у = x2 – 3х
Получим:
х1 = 0, х2 = 3,
тогда:
у1 = 0, у2 = 9.
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий