Во многих случаях способ введения новых переменных значительно упрощает решение
системы уравнений.
Метод введения новой переменной.
Некоторые уравнения
решают заменой в них некоторого многочлена с одной переменной и могут быть
сведены к алгебраическим уравнениям, степень которых меньше степени исходного
уравнения и решение которых проще.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
Пусть
Тогда
Имеем:
2t2 + 5t + 2 = 0,
t1 = –0,5, t2 = –2.
Вернёмся к замене:
2х2 + х + 2 = 0, D
< 0,
уравнение не имеет корней.
х2 + 2х + 1 = 0,
(х +
1)2 = 0.
х = –1.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
Пусть
3х + 2/х = t,
тогда последнее уравнение можно записать в виде:
5t2 –
21t –
98 = 0,
t1 = –2,8, t2 =
7.
t ≠
5, t
≠ 1.
возвращаясь к замене, получаем:
3х + 2/х = –2,8
15х2 + 14х + 10 = 0,
D
< 0
уравнение корней не имеет.
3х + 2/х = 7,
3х2 – 7х + 2 = 0,
х1 = 1/3, х2 = 2.
ПРИМЕР.
Решить уравнение:
(х2 + х)2 – 4(х2 + х) + 3 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Введём новую переменную
Введём новую переменную
t = х2 +
х.
Получим уравнение
t2 – 4t +
3 = 0,
корнями которого являются числа
t1 =
1, t2 = 3.
Теперь решим два уравнения:
х2 +
х = 1,
х2 +
х = 3.
ОТВЕТ:
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
х6 – 5х3
+ 4 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Обозначим у = х3, тогда исходное уравнение принимает вид:
у2 – 5у + 4 = 0,
решив которое получаем
у1 = 1; у2 = 4.
Таким образом, исходное уравнение
эквивалентно совокупности
уравнений:
х3 = 1 или
х3 = 4,
То есть
ОТВЕТ:
Уравнение вида
ax4 + bx2
+ c = 0,
где x
– переменная, a,
b и c
– некоторые числа, причём a
≠ 0, называется биквадратным уравнением.
Заменой х2 =
t
биквадратное уравнение сводится до квадратного уравнения
at2 +
bt + c = 0.
Такой способ решения
уравнения называют методом замены переменной.
Формула решения биквадратного
уравнения такая:
Она даёт четыре корня биквадратного уравнения, а
именно:Симметричные уравнения.
Уравнения
axn + bxn-1
+ cxn-2 + … + cx2 + bx + a,
у которых
коэффициенты членов, одинаково удаленных от начала и конца, равны, называются
симметричными или обратными.
ПРИМЕР:
х7 + 2х6
– 5х5 – 13х4 – 13х3 – 5х2
+ 2х + 1 = 0.
Симметричное
уравнение имеет такое свойство:
Если число х1 будет решением, то обратное число 1/х1
так же будет его решением.
(Ни один из корней
симметричного уравнения не может быть равен нулю.)
Симметричное уравнение
может быть как чётной, так и нечётной степени. Способ решения такого уравнения чётной
степени покажем на примере уравнения четвертой степени.
aх4 + bх3
+ cх2 + bх + a
= 0.
Поделив обе части уравнения
на х2 (так как
х ≠ 0), получим:
Сгруппируем члены с
одинаковыми коэффициентами:Заменим
х +
1/х = у.
Получим:
х +
1/х = у
к уравнению в два
раза меньшей степени, чем исходное. Для этого делят все члены данного уравнения
на хn (если степень данного был 2n ) и группируют члены, равноудалённые от конца и начала.
После этого делают замену по формулам:
Решите уравнение:
2х4 + 3х3
– 4х2 – 3х + 2 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Поделим обе две части уравнения на х2 ≠ 0 и получим:
ПустьПоделим обе две части уравнения на х2 ≠ 0 и получим:
х –
1/х = t,
тогда
Получим:
2(t2 + 2) + 3t – 4 = 0,
2t2 + 3t = 0,
t(2t + 3) = 0.
t 1 = 0, t2 = –1,5.
Вернёмся к замене:
х –
1/х = 0,
х2 – 1 = 0,
х2 – 1 = 0,
х2 = 1, х1,2 = ±1.
х –
1/х = –1,5,
2х2 + 3х – 2 = 0,
2х2 + 3х – 2 = 0,
х3 = –2, х4 = 0,5.
Поэтому, уравнение имеет
4 корня.
РЕШЕНИЕ:
Обозначим
тогда получаем уравнение
Преобразуем его: отсюда Квадратное уравнение
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
тогда получаем уравнение
Преобразуем его: отсюда Квадратное уравнение
y2 – 4y
+ 3 = 0
имеет корни
y1 = 1; y2
= 3
(оба корня входят в область
допустимых значений).
Таким образом, исходное уравнение эквивалентно
(равносильно) совокупности уравненийПреобразуем их:
(все найденные корни уравнения входят в область допустимых значений).
ОТВЕТ:
Сгруппируем слагаемые:
Обозначим:
при этом заметим, что
Отсюда:
С учётом этого получаем
уравнение:
Это квадратное уравнение
имеет корни:
Исходное уравнение эквивалентно совокупности уравнений
Решим их:
х1 = 2, х2 = 1/2.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
х (х + 2)(х + 3)(х + 5) = 72.
РЕШЕНИЕ:
Перегруппируем сомножители и
преобразуем полученное уравнение:
(х + 2)(х + 3)(х + 5) х = 72,
(х2 + 5х + 6)(х2 + 5х) = 72.
Обозначим у = х2 +
5х, тогда получим
уравнение
(у + 6) у = 72,
или
у2 +
6у – 72 = 0.
Корни этого уравнения:
у1 = 6, у2 = –12.
Таким образом, исходное
уравнение эквивалентно совокупности уравнений
х2 +
5х = 6 или
х2 +
5х = –12.
Первое уравнение имеет корни
х1 = 1, х2 = –6.
Второе уравнение корней не
имеет, так как
D = 25 – 48 = –23 <
0.
ОТВЕТ: –6, 1
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
РЕШЕНИЕ:
4(у2 – 2) + 12у = 47,
или
4у2 + 12у – 55 = 0.
Другие уроки:
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий