ПРИМЕР:
Решить уравнение:
х(х – 4) = х2 + 8.
РЕШЕНИЕ:
х2 – 4х = х2 + 8,
–4х = 8,
х = –2.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
(–2)((–2) – 4) =
(–2)2 + 8,
(–2)(–6) = 4 + 8,
12 = 12.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
6х + 1 = 43.
РЕШЕНИЕ:
6х = 43 – 1, 6х = 42,
х = 42 : 6 = 7.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
6∙7 + 1 = 43, 43 = 43.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
1/6 х + 2 = 0.
РЕШЕНИЕ:
1/6 х = –2, х =
–2 : 1/6 ,
х = –2 ∙ 6, х = –12.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
1/6 (–12) + 2 = 0,
–2 + 2 = 0.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
1/5 х + 2/15 = 0.
РЕШЕНИЕ:
1/5 х = –2/15,
Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент
при х,
то получим уравнение равносильное данному:
х = –2/15 : 1/5, х = –2/3.
Итак, –2/3 – корень уравнения.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х
полученное значение:
1/5 ∙ (–2/3) + 2/15 = 0,
–2/15 + 2/15 = 0, 0 = 0.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
(х2
+ 2х)(х – 1) = 0.
РЕШЕНИЕ:
х(х + 2)(х – 1) = 0,
х
= 0, х
= –2, х = 1.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
(t – 1)(t + 2)(3 – t) = 0.
РЕШЕНИЕ:
Из условия равенства произведения нулю следует, что
значение переменной t будет корнем данного уравнения тогда и только
тогда, когда значение t будет корнем хотя бы одного из трёх уравнений:
t –
1 = 0;
t +
2 = 0;
3 – t.
Решив эти уравнения, получим:
t =
1; t
= –2; t = 3.
ОТВЕТ: –2; 1; 3.
ПРИМЕР:
Решить уравнение:
|у – 5| = 3.
РЕШЕНИЕ:
у – 5 = 3; у = 8.
у – 5
= –3; у = 2.
ПРИМЕР:
8 + 3х + 2 – 2х = 5х
– 12,
8 + 2 + 12 = 5х – 3х + 2х,
4х = 22, х =
5,5.
ПРОВЕРКА:
Решите уравнение:
(2х + 1)(3х – 2) – 6х(х + 4) = 67 – 2х.
РЕШЕНИЕ:
(6х2 + 3х – 4х – 2) – (6х2 + 24х) = 67 – 2х,
6х2 + 3х – 4х – 2 – 6х2 – 24х = 67 – 2х,
3х – 4х
– 2 – 24х = 67 – 2х,
3х – 4х
– 24х + 2х = 67 + 2,
–23х = 69,
х = –3.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
(2 ∙ (–3) + 1)(3 ∙ (–3) – 2) – 6 ∙ (–3) ((–3) + 4) =
= 67 – 2 ∙ (–3),
(–6 + 1)( –9 – 2) + 18 ∙ 1 =
= 67 + 6,
(–5)( –11) + 18 = 73,
55
+ 18 = 73, 73 = 73.
ПРИМЕР:
РЕШЕНИЕ:(х + 2)∙4 – (3х – 1)∙3 = –24,
4х + 8 – 9х + 3 = –24,
4х – 9х + 3 = –24 – 8 – 3,
–5х = –35, х =
7.
ПРОВЕРКА:
0∙х = 13.
ОТВЕТ: уравнение
не имеет решений
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
(5х – 1) – 2(3х – 6) = 11 – х.
РЕШЕНИЕ:
5х – 1 – 6х + 12 = 11 – х,
5х – 6х + х = 11 +1 – 12,
0∙х = 0.
ОТВЕТ: уравнение
имеет бесконечное множество решений
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
12 – (4х – 18) = (36 + 4х) + (18 – 6х).
РЕШЕНИЕ:
12 – 4х + 18 = 36 + 4х + 18 – 6х,
–4х – 4х + 6х = 36 + 18 – 12 =
18,
–2х = 24, х = 24 : (–2), х =
–12.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
12 – (4∙(–12) – 18) = (36 + 4∙(–12))
+ (18 – 6∙(–12)),
12 – (–48 – 18) = (36 – 48) + (18 + 72),
12 – (–66) = (– 12) + 90, 78 = 78.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
1 – 3(х – 1) = 2 – 7(1 – х).
РЕШЕНИЕ:
1 – 3х + 3 = 2 – 7 + 7х,
–7х – 3х = 2 – 7 – 4,
–10х = –9, х =
9 : (–10),
х = 0,9.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
1 – 3(0,9 – 1) = 2 – 7(1 – 0,9),
1 – 3(–0,1) = 2 – 7(0,1),
1 + 0,3 = 2 – 0,7, 1,3 = 1,3.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
х + 1/3 х = 4 – 1/2 х.
РЕШЕНИЕ:
Приведём левую и правую части уравнения к общему
знаменателю, который равен 6:
6х/6 + 2х/6 = 24/6 – 3х/6,
6х + 2х = 24 – 3х,
6х + 2х + 3х = 24,
11х = 24, х =
24/11 = 22/11.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
22/11 + 1/3 ∙ 22/11 = 4 – 1/2 ∙ 22/11,
24/11 + 1/3 ∙ 24/11 = 4 – 1/2 ∙ 24/11,
24/11 + 8/11 = 4 – 12/11,
32/11 = 44/11 – 12/11, 32/11 = 32/11.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
3х + х/3+ 1/3 ∙ х/3 + 1/9 х = 1.
РЕШЕНИЕ:
Приведём левую и правую части уравнения к общему
знаменателю, который равен 9:
27х/9 + 3х/9+ х/9 + х/9 = 9/9.
27х + 3х + х + х = 9,
32х = 9, х =
9/32.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученное значение:
3∙9/32 + 9/32 ∙ 1/3+ 1/3 ∙ 9/32 ∙ 1/3 + 1/9∙ 9/32 = 1,
27/32 + 3/32+ 1/32+ 1/32 = 1, 1 = 1.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
|1,1 – х| = 1,2.
РЕШЕНИЕ:
1,1 – х = 1,2, –х = 1,2 – 1,1,
– х =
0,1, х1 =
–0,1.
1,1 – х = –1,2, – х =
–1,2 – 1,1,
– х =
–2,3, х2 =
2,3.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученные значения:
|1,1 + 0,1| = 1,2, 1,2 = 1,2.
|1,1 – 2,3| = 1,2, 1,2 = 1,2.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
|2,5 – |х
+ 2|| – 2,5 = 1,5.
РЕШЕНИЕ:
|2,5 – |х
+ 2|| = 4,
2,5 – |х
+ 2| = 4,
–|х + 2| = 4 – 2,5,
–|х + 2| = 1,5, –|х + 2| = –1,5.
Решений нет.
|2,5 – |х
+ 2|| = 4,
2,5 – |х
+ 2| = –4,
–|х + 2| = –6,5,
|х + 2| = 6,5,
х + 2 = 6,5, х = 4,5.
х + 2 = –6,5, х = –8,5.
ПРОВЕРКА:
Подставим в уравнение вместо х полученные значения:
|2,5 – |4,5 + 2|| – 2,5 = 1,5,
|2,5 – 6,5| – 2,5 = 1,5,
4 – 2,5 = 1,5, 1,5
= 1,5.
|2,5 – |–8,5 + 2|| – 2,5 = 1,5,
|2,5 – 6,5| – 2,5 = 1,5,
4 – 2,5 = 1,5, 1,5 = 1,5.
Задания к уроку 5
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий