ПРИМЕР:
Решите уравнение:
х2 – 6х – 7 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Если к разности х2 –
6х прибавить число 9,
то полученное выражение можно записать в виде
(х – 3)2,
то есть в виде квадрата двучлена. Прибавим к обеим частям уравнения х2 –
6х – 7 = 0 число 9, а свободный член перенесём в правую часть. Получим:
х2 – 6х + 9 = 9 +
7.
Преобразуем это уравнение:
(х – 3)2 = 16.
Отсюда
х – 3 = –4, х =
–1,
х – 3 = 4, х =
7,
ОТВЕТ: х1 =
–1, х2 = 7
Способ, с помощью
которого было решено уравнение
х2 – 6х – 7 = 0,
называется выделением
квадрата двучлена.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
х2 + 8х – 1 = 0.
РЕШЕНИЕ:
х2 + 2∙4∙х – 1 = 0,
х2 + 2∙4∙х + 16 = 16 + 1,
(х + 4)2 = 17,
х + 4 = –√͞͞͞͞͞17, х =
–4 – √͞͞͞͞͞17,
х + 4 = √͞͞͞͞͞17, х =
–4 + √͞͞͞͞͞17,
ОТВЕТ: х1 =
–4
– √͞͞͞͞͞17, х2
= –4
+ √͞͞͞͞͞17
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
х2 – 4х + 10 = 0.
РЕШЕНИЕ:
х2 – 2∙2∙х + 4 = 4 – 10,
х2 + 2∙4∙х + 16 = 16 + 1,
(х – 2)2 = –6,
ОТВЕТ: корней
нет
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
3х2 – 5х – 2 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Разделим обе части уравнения на 3.
Получим приведённое квадратное уравнение:
х2 – 5/3 х – 2/3 = 0,
Выделим квадрат двучлена и
решим получившееся уравнение:
х2 – 2∙ 5/6 х – 2/3 = 0,
х2 – 2∙ 5/6 х + (5/6)2 = (5/6)2 + 2/3,
ПРИКЛАД:
Решите уравнение:
3х2 – 11х – 20 = 0
способом выделения квадрата двучлена.
ПРИМЕР:
Какого наименьшего значения приобретает следующее выражение ?
(х + 5)(х2 – 5х + 25)
– (х2 – 10)(х – 1) – 61.
РЕШЕНИЕ:
(х + 5)(х2 – 5х + 25)
– (х2 – 10)(х – 1) – 61 =
х3 + 125 – х3 + 10х + х2 – 10 – 61 =
= х2 + 10х + 54 = (х + 5)2 + 29.
Данное выражение приобретает наименьшего значения, если х + 5 = 0, то есть
х = –5.
Это значение равно 29.
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий