Если приведённое квадратное уравнение имеет два корня, то их сумма равна второму коэффициенту уравнения, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену.
Эта зависимость известна под названием формул Виета.
Каждое квадратное уравнение виду
поэтому
По условию, корнями искомого уравнения будут:
Чтобы определить его коэффициенты, вычислим:
Уравнение будет иметь вид:
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
x2 – 9x + 14
= 0.
РЕШЕНИЕ:
Попробуем найти два числа х1 и х2 такие, что
х1 +
х2 = 9,
х1∙ х2 = 14.
Такими числами являются 2 и 7, они и служат корнями заданного уравнения.
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
x2 + 3x – 28
= 0.
РЕШЕНИЕ:
Попробуем найти два числа х1 и х2, чтобы выполнялись
равенства:
х1 +
х2 = 9,
х1∙ х2 = 14.
Такими числами являются 4 и –7, они и служат корнями заданного уравнения.
ПРИМЕР:
Найдите сумму корней уравнения:
2х2 + 18x –
5 = 0.
РЕШЕНИЕ:
2х2 + 18x –
5 = 0,
х2 + 9x – 2,5 = 0,
D =
92 + 10 >
0,
Согласно теореме
Виета
х1
+ х2 = –9.
ПРИМЕР:
Найдите сумму корней уравнения:
х4 – 3x2 –
4 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Пусть t = х2, тогда
t2 – 3t – 4 = 0.
По теореме, обратной до теоремы Виета, имеем:
t1 = 4, t2 =
–1
–
не подходит.
Поэтому, х2 = 4, откуда
х1 = –2, х2 = 2.
Сумма корней
х1 +
х2 = –2 + 2 = 0.
ОТВЕТ: 0
ПРИМЕР:
Составьте
квадратное
уравнение,
корни которого
больше корней уравнения
х2 + 3x – 7 = 0
на единицу.
РЕШЕНИЕ:
Согласно теореме
Виета
х1 +
х2 = –3,
х1х2 =
–7.
Пусть t1 и t2 – корни уравнения,
которое надо составить.
х2 + bx + c = 0,
тогда
t1
= х1 + 1, t2
= х2 + 1, а
t1
+ t2
= –b,
b = –(х1
+ 1 + х2 + 1) =
= –(х1
+ х2
+ 2) = –(–3
+ 2) = 1,
t1 t2
= с, с = (х1
+ 1)(х2 + 1) =
= х1х2
+ (х1 + х2) + 1 =
= –7 – 3 + 1 = –9.
Уравнение, которое надо составить будет
следующим:
х2 + x – 9 = 0.
ОТВЕТ: х2 +
x – 9 = 0
ПРИМЕР:
Составьте
квадратное
уравнение,
корни
которого
на 4 больше, чем корни уравнения
х2 – 2x – 4 = 0.
РЕШЕНИЕ:
Согласно теореме
Виета
х1 + х2 = 2,
х1х2 = –4.
Пусть t1 и t2 – корни уравнения,
которое надо составить
х2 + bx + c = 0,
тогда
t1
= х1 + 4,
t2
= х2 + 4, а
t1
+ t2
= –b,
b = –(х1
+ 4 + х2 + 4) =
= –(х1
+ х2
+ 8) = –(2
+ 8) = –10,
t1 t2
= с, с = (х1
+ 4)(х2 + 4) =
= х1х2
+ 4(х1 + х2)
+ 16 =
= –4 + 4 ∙ 2 + 16 = 20.
Искомое уравнение:
х2 – 10x + 20 = 0.
ОТВЕТ: х2 –
10x + 20 = 0
ПРИМЕР:
Известно,
что х1 и
х2 – корни
уравнения
х2 – 10x + 12 = 0.
Не решая это уравнение, найдите значение выражения:
РЕШЕНИЕ:Согласно теореме Виетах1 +
х2 = 10,
х1х2 =
12.
Так как
х12 + х22 = х12 + х22 + 2х1х2 – 2х1х2 =
Известно,
что х1 и
х2 – корни
уравнения
х2 + 5x – 13 = 0.
Согласно теореме
Виета
х1 +
х2 = –5,
х1х2 =
–13.
(х1 + х2)2 = (–5)2,
х12 + х22 + 2х1х2 = 25,
х12 + х22 = 25 – 2х1х2,
= 25 – 2 ∙ (–13) = 51,
ПРИМЕР:
Известно,
что х1 и
х2 – корни
уравнения
х2 + 6x – 14 = 0.
Найдите
значение
выражения
5х1 + 5х2 – 3х1х2.
РЕШЕНИЕ:
Согласно теореме
Виета
х1 +
х2 = –6,
х1х2 =
–14.
5х1 + 5х2 – 3х1х2
=
= 5(х1 + х2) – 3х1х2
=
= 5(–6) – 3(–14) =
= –30 + 42 = 12.
ПРИМЕР:
Найдите
корни
квадратного уравнения:
х2 – 8x + 7 = 0.
РЕШЕНИЕ:
х1 = 8 – х2,
(8 – х2)∙ х2 = 7,
–х22 + 8х2 – 7 = 0,
Такими числами являются 1 и 7, они и служат корнями заданного уравнения.
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий