Другими словами, решить систему уравнений – значит найти пересечение множеств решений уравнений, входящих в эту систему.
Система двух уравнений, из которых одно – линейное.
В общем виде эта система уравнений записывается так:
Удобно решать её способом подстановки. Для этого достаточно из второго (линейного) уравнения выразить одно неизвестное через другое и найденное выражение подставить в первое уравнение. В результате получим квадратное уравнение, решив которое, найдём значение одного из неизвестных. Потом, подставив это значение неизвестного в любое из данных уравнений (лучше в линейное), получим соответственно значение другого неизвестного.
ПРИМЕР:
Решите систему:
Из второго уравнения находим:
х = 2у – 5.
Подставляем в первое:
2(2у – 5)2 + 15(2у – 5)у + 4y2 + 43(2у – 5) + 24y + 7 = 0.
Раскрыв скобки и приведя подобные члены, получим:
42y2 – 5у – 158 = 0,
Откуда:
Из равенства х = 2у – 5 найдём:
х1 = –1,
ПРИМЕР:
Решить систему уравнений.
Выразив из линейного уравнения
х + 2у = 1
переменную х через у и подставив выражение
1 – 2у
вместо х в первое уравнение системы, получим систему, равносильную первоначальной
(1– 2у)2– 3(1–2у)у – 2у2 + 5(1–2у) – 7у + 10 =
Из квадратного уравнения
у2 – 3у + 2 = 0
находим, что у = 1 или у = 2. Отсюда:
Следовательно,
ОТВЕТ:
(–1; 1), (–3; 2).
Однако много систем такого вида можно решать также другими способами.
Значения х и у можно рассматривать как корни квадратного уравнения:
z2 – 5z + 4 = 0.
Получаем z1 = 1, z2 = 4. Оба уравнения системы симметричны относительно х и у, поэтому получим две пары решений: если одно решение х1 = 1, у1 = 4, то другое, наоборот, х2 = 4, у2 = 1.
z 2 – 7z – 18 = 0.
Получим z1 = 9, z2 = –2.
ПРИМЕР:
2ху = а2 – b,
откуда следует:
Получается система, которая решается вышеприведённым способом:
Эта система решается по членным делением первого уравнения на второе. В результате данная система заменяется равнозначной:
то есть приводится к решению линейной системы с двумя неизвестными.
Система двух уравнений, из которых каждое второй степени.
Система двух уравнений второй степени с двумя неизвестными имеет вид:
х + у = 9.
х1 = 5, у1 = 4 и
Иногда системы решаются способом разложением левой части одного из уравнений на множители, если его правая часть равна нулю.
(х – 2)(у – 1) = 0, или
Решить систему уравнений:
РЕШЕНИЕ:
Получим систему уравнений
или
Отсюда Возвращаясь к переменным х и у, получаем Решим эту систему: y2 – 3у + 2= 0,
Решить систему уравнений:
РЕШЕНИЕ:
Разложим левые части уравнений на множители:
Выразив из второго уравнения (х ≠ 0)
и подставив его в первое уравнение, получим
откуда
Подставив значение у во второе уравнение последней системы, имеем:
ОТВЕТ: (1; 4), ( –1; –4)
Решение систем двух уравнений с
двумя переменными методами умножения и деления.
Методы умножения и
деления при решении систем уравнений основаны на следующем утверждении.
Если обе части уравнения
f2(x;
y)
= g2(x;
y)
Рассмотрим первое уравнение. Левая его часть обращается в
0 при у = 0. Если у = 0, то правая часть обращается в 0 при х = 0. Но при х = 0 левая часть не
имеет смысла. Значит, нет таких пар (х;
у), при которых обе части первого уравнения системы
одновременно обращаются в 0. Поэтому можно заменить первое уравнение произведением
обоих уравнений системы, оставив второе уравнение системы без изменений.
8 = (х + у) – (х – у),
то есть у = 4.
х1 = 5, х2
= –5.
3х = 5у,
Подставим найденное выражение у через х в первое уравнение системы, получим:(х – 3/5 х) ∙ х ∙ 3/5 х = 30,
и далее
6/25 х3 =
30,
х3 = 125,
х3 = 5.
Итак, (5; 3) – решение системы.
ПРИМЕР:
х1 = –2, х2 = 4.
ОТВЕТ: (–2;
–4), (4; 2)
ПРИМЕР:
ОТВЕТ: (3;
1)
ПРИМЕР:
ОТВЕТ: (6;
3)
ПРИМЕР:
ОТВЕТ: (–2;
–4)
ПРИМЕР:
х2 = –1/2, у2 = –71/2.
ОТВЕТ: (–2;
–3), (–1/2; –71/2)
ПРИМЕР:
х2 = 5, у2 = 1.
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий