ПРИМЕР:
Решите систему:
Умножим обе две части второго уравнения на 2 и сложим с первым:
х2 + у2
+ 2ху + 2(х + у) = 24.
Обозначим
х + у = z, тогда
z2+ 2z – 24 = 0,
откуда
z1 = –6, z2 = 4.
Получим две системы:
х1 =
1, у1
= 3;
х2 =
3, у2
= 1.
ПРИМЕР:
Решите систему:
Сравняем модули свободных членов:
и сложим полученные уравнения:
5х2 – 19ху + 12у2
= 0.
Так как у ≠ 0,
то поделим обе две части этого уравнения на
у2;
Обозначив
получим уравнение:
5u2 – 19u + 12 = 0.
Откуда
u1 = 3, u2 = 4/5 .
u1 = 3, u2 = 4/5 .
Тогда,
х = 3у и х = 4/5 у.
Подставив значение х = 3у в одно из данных уравнений, например во второе, получим
у2 = 3, у = ±√͞͞͞͞͞3,
откуда х = ± 3√͞͞͞͞͞3.
Если взять х
= 4/5 у,
то получим
х
= ± 4; у = ± 5.
ОТВЕТ:
х1 =
3√͞͞͞͞͞3, у1 =√͞͞͞͞͞3;
х2 =
–3√͞͞͞͞͞3, у2 = –√͞͞͞͞͞3;
х3 =
4, у3
= 5;
х4 =
–4, у4
= –5.
ПРИМЕР:
Решите систему:
Введём замену:
х + у = t, xy = z.
преобразуем левую часть первого
уравнения:
х4 + у4
= х4 + 2х2у2 + у4
– 2х2у2
= (х2 + у2)2 – 2z2
= (х2 +
2ху + у2 – 2ху)2
– 2z2
= ((х + у)2 – 2z)2 – 2z2
= (t2 – 2z)2 – 2z2 = t4 – 4t2z + 2z2.
Тогда получим:
t4 – 4t2 × 2t + 2 × (2t)2 = 17t2,
t4 – 8t3 – 9t2 = 0,
t2(t2 – 8t – 9) = 0,
которое имеет решения
t1 =
0, t2 =
–1; t3 =
9.
Из равенства
z = 2t
получаем, что
z1 =
0, z2 =
–2; z3 =
18.
Тогда получим три системы:
(0; 0).
Решением будет:
(1; –2), (–2; 1).
(3; 6), (6; 3).
ОТВЕТ:
(0; 0), (1; –2), (–2; 1),
(3; 6), (6; 3).
Случай, когда неизвестные входят в виде дробей 1/х; 1/у . . . .
ПРИМЕР:
Решите систему:
Пусть x/y = z,
тогда y/x = 1/z .
Имеем z
+1/z =
34/15;
15z2 – 34z +15 = 0.
z1 =
5/3; z2 = 3/5.
Сложим две системы уравнений:
х1 =
3, у1
= 5;
х2 =
–3, у2
= –5;
х3 =
5, у3
= 3;
х4 =
–5, у4
= –3.
ПРИМЕР:
Решите систему:
Всего проще такую систему можно решить посредством введения вспомогательных неизвестных. Предположим, что 1/х = x', 1/у = y', 1/z = z'. Тогда мы получим такую систему с неизвестными х', у' и z'.
Решив эту систему, найдем:
х' = 1/2, у' = 1, z' = 1/3.
1/x = 1/2, 1/y = 1, 1/z = 1/3.
Отсюда окончательно находим:
x = 2, y = 1, z = 3.
ПРИМЕР:
Решите систему:
Дроби 3/x; 2/y и т. п. можно рассматривать как произведения:
3 × 1/x; 2 × 1/y и т. д.
Поэтому, если положим, что
1/x = x', 1/y = y', и 1/z = z',
то система изобразится так:
x' = 2, y' = 1/2, z' = 5.
значит:
1/x = 2, 1/y = 1/2 , 1/z = 5.
откуда:
x = 1/2 , y = 2, z = 1/5.
ЗАДАЧА:
Два трактора разной мощности при общей роботе вспахали за 15 час 1/6 часть всего поля. Если первый трактор работал 12 час,
а второй – 20 час, то они вспахали б
20% всего поля. За сколько часов может вспахать
всё поле каждый трактор отдельно ?
РЕШЕНИЕ:
Площадь поля принимаем за единицу. Пусть первый трактор вспашет все поле за х час, а другой – за у час. Тогда производительность первого равна 1/x, а второго 1/y. По условию задачи имеем:
Решив систему уравнений, получим: РЕШЕНИЕ:
Площадь поля принимаем за единицу. Пусть первый трактор вспашет все поле за х час, а другой – за у час. Тогда производительность первого равна 1/x, а второго 1/y. По условию задачи имеем:
х = 360, у
= 120.
ОТВЕТ:
360 час и 120 час.
Задания к уроку 35
Другие уроки:
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий