Что бы решить
задачу с помощью уравнения, сначала надо составить соответствующее уравнение.
Короче говоря, нужно переложить задачу с обыкновенного языка на математический
язык. Для этого составляют математическую модель данной задачи. Модель всегда
подобна оригиналу. В ней отображаются те или иные важные свойства исследуемого
объекта. Глобус – модель Земли, кукла – модель человека. Если модель построена
на основании уравнений, формул или других математических понятий, её называют
математической моделью.
Чтобы решить задачу с помощью уравнения, необходимо:
– выбрать
неизвестное и обозначить его буквой;
– выразить
остальные неизвестные в задачи величины с помощью этой буквы;
– составить
уравнение;
– решить
уравнение;
– сделать проверку.
Двигаясь со скоростью 60 км/час,
автомобиль за 2 час пройдёт
60 ⋅ 2 (км),
за 5 час – 60 ⋅ 5 (км).
Вообще, за t часов он
пройдёт 60 ⋅ t (км).
Измеряя значение t, мы можем с помощью выражения 60
⋅ t находить путь, пройденный
автомобилем за разные промежутки времени. Для этого достаточно вместо
буквы t подставить её
значение и выполнить умножение. Букву t в выражении 60
⋅ t называют переменной, а само
выражение 60 ⋅ t – выражением с переменной.
ЗАДАЧА:
Обозначим вес батона через х.
Так как весы уравновешены, то можно составить уравнение:
5х = 2х + 6.
Решим его.
Добавим к обеим частям уравнения по –2х (снимем с обеих чашек
весов по два батона), получим:
5х – 2х = 2х – 2х + 6.
Но 2х – 2х равно 0, следовательно,
5х – 2х = 6.
Сравним это уравнение с заданным. Видим, что его можно
извлечь из данного, если слагаемое 2х перенести в левую
часть, изменив его знак. Решая дальше уравнение
5х – 2х = 6,
получим:
3х = 6, х =
2.
Число 2 будет корнем уравнения
5х = 2х + 6,
так как равенство правильное
5 ∙ 2 = 2 ∙ 2 + 6.
ОТВЕТ: 6
ЗАДАЧА:
За 2,5
кг масла
заплатили 8,75 руб. Сколько стоит 1,7 кг
этого масла ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть вторая покупка стоит х руб.
Цену на масло можно найти двумя способами: поделить 8,75 на 2,5 или поделить их на 1,7.
В обоих случаях должен получиться один и тот же ответ. Получим пропорцию:
8,75 : 2,5 = х
: 1,7.
По основному свойству пропорции
имеем:
8,75 ∙ 1,7 = 2,5 ∙ х.
Итак,
х = 8,75 ∙ 1,7 : 2,5,
х = 5,95.
ОТВЕТ: за вторую покупку заплатили 5,95 руб.
ЗАДАЧА:
В универмаге покупатель
потратил 32% имеющихся у него денег. Это составляет 11,2 руб.
Сколько денег было у покупателя ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть у покупателя было х
руб, тогда один процент его денег составляет 0,01х руб,
а 32% составляют
0,01х ∙ 32 = 0,32х (руб).
По условию задачи 0,32х руб равны 11,2 руб:
0,32х = 11,2,
х = 11,2 : 0,32 =
35,
х = 35.
ОТВЕТ: 35 руб
ЗАДАЧА:
Турист должен пройти 220
км. В первый день он прошел 33 км. Сколько процентов пути прошел турист за первый день ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть в первый день турист
прошел х
процентов пути. Один процент пути составляет 2,2
км, а х процентов составляют 2,2х км,
что по условию задачи равно 33 км:
2,2х = 33,
х = 33 : 2,2 = 15,
х = 15.
ОТВЕТ: 15%
ЗАДАЧА:
Если задуманное число умножить
на 3 и к полученному результату прибавить 5,
то получим 56. Какое число задумали ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть х –
задуманное число, тогда
3х + 5 = 56,
3х = 51, х = 17.
ЗАДАЧА:
Двое рабочих изготовили за
первый день 100 деталей. Во второй день первый рабочий изготовил деталей
на 20% больше, чем за первый день, а второй рабочий –
на 10% больше, чем за первый день. Всего за второй
день они сделали 116 деталей. Сколько деталей изготовил за первый день первый
рабочий ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть за первый день первый
рабочий изготовил х деталей, тогда
второй рабочий за первый день изготовил (100 – х) деталей. За второй день первый
рабочий изготовил 1,2х деталей,
а второй за второй день изготовил 1,1(100 – х)
деталей. Поскольку вместе за второй день они изготовили 116 деталей, то:
1,2х + 1,1(100
– х) = 116,
1,2х – 1,1х = 6,
0,1х = 6, х =
60.
ОТВЕТ: 60 деталей
ЗАДАЧА:
Какую сумму денег нужно
положить в банк под 10% годовых, чтобы через 2
года на счете стало 6050 руб ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть в банк положили х руб.
Тогда через год их стало 1,1х руб, а через год –
1,1х ∙ 1,1 = 1,21х руб.
Итак,
1,21х = 6050,
х = 5000 (руб).
ОТВЕТ: 5000 (руб)
ЗАДАЧА:
После двух последовательных
снижений цены на 20% шкаф стал стоить 1600
руб. Какова была начальная цена шкафа ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть начальная цена шкафа х
руб. После первого понижения стоимость стала 0,8 руб.
После второго понижения –
0,8 ∙ 0,8 = 0,64х.
Итак
0,64х = 1600, х = 2500 руб
ОТВЕТ: 25000 (руб)
ЗАДАЧА:
В первом бидоне было молоко с
массовой долей жира 2%,
а во втором – 5%. Сколько нужно взять молока из
каждого бидона, чтобы получить 12 кг молока,
массовая доля жира которого равна 4% ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть из первого бидона нужно
взять х
кг молока, масса жира в нем составляет 0,02х кг. Тогда с другой надо взять (12 – х)
кг молока, масса жира в нем составляет 0,05(12 – х)
кг.
Уравнение:
0,02х + 0,05(12
– х) = 0,04 ∙
12,
2х + 5(12 – х) = 4 ∙
12,
–3х = –12, х = 4.
Итак, с первого бидона нужно
взять 4
кг, со второго –
12 – 4 = 8 (кг).
ОТВЕТ: 4
кг из первого бидона, 8
кг – со второго
ЗАДАЧА:
Цену на товар снизили сначала
на 10%, а затем еще на 20%, после чего он стал стоить 28
руб. 80
коп. Какова была начальная цена товара ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть начальная цена товара х
руб. После понижения на 10% он стал стоить – 0,9х, а после повторного снижения на 20% цена составила –
0,8 ∙ 0,9х = 0,72х.
Отсюда
0,72х = 28,8, х = 40 (руб).
ОТВЕТ: 40 (руб)
ЗАДАЧА:
Ученик умножил некоторое число
на 9 и 12.
Потом сложил найденные произведения. Он получил
210. Какое число умножил ученик на 9 и на 12 ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть неизвестное число будет х.
Тогда первое произведение 9х, второе
– 12х. По условию задачи сумма этих произведений равна 210. Это
утверждение записывается уравнением:
12х + 9х = 210.
Решением уравнения будет х = 10.
Поэтому, неизвестное число равно 10.
ЗАДАЧА:
Брат в четыре раза старше сестры,
а сестра на 9 лет младше
брата. Сколько лет сестре и сколько брату ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть возраст сестры – х лет. Тогда возраст брата 4х. По
условию задачи сестра на 9 лет младше брата – это записывается уравнением:
4х – х = 9.
Решением будет
х = 3 (возраст сестры);
4х = 4 ∙ 3 = 12 (возраст брата).
ЗАДАЧА:
После двух последовательных
понижений цены, первое из которых было на 15%, а второе – на 10%,
пальто стало стоить 918 руб. Какова белая начальная цена пальто ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть начальная цена пальто х
руб. После первого снижения цена стала 0,85х руб, после второго –
0,85х ∙ 0,9 = 0,765х руб
Итак,
0,756х = 918,
х = 1200 руб
ЗАДАЧА:
Телевизор и мобильный телефон
стоили вместе 1800 руб. После того, как телевизор подорожал на 10%, а телефон подешевел на 10%, они стали стоить вместе 1840 руб.
Найдите первоначальную цену телевизора.
РЕШЕНИЕ:
Пусть начальная цена телевизора
х
руб, тогда мобильный телефон стоил (1800 – х) руб. Новая цена телевизора 1,1х руб,
а мобильного телефона – 0,9(1800 – х) руб. Поскольку новая цена их обоих составляет 1840 руб,
то:
1,1х + 0,9(1800 – х) = 1840,
0,2х = 1840 –
1620,
0,2х = 220, х = 1100.
ОТВЕТ: 1100 руб
ЗАДАЧА:
В течение двух дней рабочий
изготовил некоторое количество деталей. За первый день он изготовил 9/16 всех деталей, а за второй – на 9 деталей меньше, чем за первый. Сколько деталей
изготовил рабочий за два дня ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть х –
количество деталей, которое рабочий изготовил за два дня. Тогда за первый день
он изготовил 9/16
х деталей, а за второй – 7/16
х деталей.
Уравнение:
9/16
х – 7/16
х = 9,
2/16
х = 9, 1/8
х = 9,
х = 72.
ЗАДАЧА:
Вкладчик положил в банк на два
разных счета 12 000 руб. По первому из счетов банк выплачивает 6% годовых, а по
второму – 8% годовых. Через
год клиент получил 800 руб процентных
денег. Сколько рублей он положил на каждый счет ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть вкладчик положил х
руб на первый счет. Тогда на второй он
положил (1200 – х) руб.
Через год с первого счета он получил 0,06х руб, а со второго – 0,08(1200 – х) руб
процентных денег. Поэтому:
0,06х + 0,08(1200 – х)
= 800,
6х + 8(1200 – х) =
80000,
–2х = –16000, х = 8000.
Так что на первый счет вкладчик
положил 8000
руб, а на второй –
12000 – 8000 = 4000 (руб).
ОТВЕТ: 8000 руб, 4000 руб
ЗАДАЧА:
После двух последовательных
понижений цены, первое из которых было на 20%, а второе – 10%, стул стал стоить 108
руб. Найдите начальную цену стула.
РЕШЕНИЕ:
Пусть начальная цена стула х
руб. После первого понижения стоимость стала 0,8х руб.
После второго понижения –
0,8х ∙ 0,9 = 0,72.
Итак
0,72х = 108,
х = 150 руб
ЗАДАЧА:
На клумбе растут тюльпаны и астры, причем тюльпаны
составляют 52% всех цветов. Астр на клумбе растет на 80
меньше тюльпанов. Сколько цветов растет на клумбе ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть на клумбе растет цветок.
Тогда тюльпанов растет 0,52х, а астр –
х – 0,52х = 0,48х.
Отсюда:
0,52х – 0,48х = 80,
0,04х = 80,
х =
2000.
ЗАДАЧА:
В саду произрастают яблони и
вишни, причем яблони составляют 52% всех деревьев. Вишен растет на 8 деревьев меньше, чем яблонь. Сколько деревьев
растет в саду ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть в саду росло х деревьев. Тогда яблонь росло 0,52х деревьев, а вишен –
0,52х – 8.
Отсюда:
0,52х + 0,52х – 8 = х,
1,04х – 8 = х, 0,04х = 8,
х = 200.
ЗАДАЧА:
Вкладчик положил в банк на два
разных счета общую сумму 15 000 руб. По первому из них банк выплачивает 7% годовых, а по
второму – 10% годовых. Через
год вкладчик получил 1200 руб процентных
денег. Сколько рублей он положил на каждый счет ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть вкладчик положил х
руб на первый счет. Тогда на второй он
положил (15000 – х) руб. Через год с первого счета он получил 0,07х руб,
а со второго – 0,1(15000 – х) руб процентных денег. Поэтому:
0,07х
+0,1(15000 – х) = 1200,
7х +10(15000 – х) = 120000,
–3х = –30000, х = 10000
Так что на первый счет вкладчик
положил 10000
руб, а на второй –
15000 – 10000 = 5000 (руб).
ОТВЕТ: 10000 руб, 5000 руб
ЗАДАЧА:
Мальчик прочитал книгу за 2
дня, причем за первый день он прочитал 46% всей книги, а за второй – на 32 страницы больше, чем за первый. Сколько
страниц в книге ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть в книге х страниц. Тогда за первый день он прочитал 0,46х страниц, а за второй – 0,54х. За второй день он прочитал на 32
страницы больше:
0,54х – 0,46х = 32,
0,08х = 32,
х = 400 (страниц).
ЗАДАЧА:
Привезенные в магазин фрукты
были проданы в течение двух дней. За первый день продали 7/15 всех фруктов, а за второй – на 18
кг больше, чем за первый. Сколько килограммов фруктов продали в магазины за два
дня ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть за два дня в магазине
продали х
кг фруктов. Тогда за первый день продали 7/15
х
кг фруктов, а за второй – 8/15
х кг. За второй день продали на 18 кг фруктов
больше:
8/15
х – 7/15
х = 18,
х/15 = 18,
х = 270 (кг).
ЗАДАЧА:
Вкладчик положил в банк
определенную сумму под 8% годовых. Какова сумма первоначального вклада,
если через 2 года на счете вкладчика стало 5832 руб ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть вкладчик положил х
руб, тогда после первого года на счету было 1,08 руб,
а после второго –
1,08 ∙ 1,08х = 1,1664х,
1,1664х = 5832,
х = 5000 (руб).
ЗАДАЧА:
Цена товара сначала выросла на 20%, а затем снизилась на 20%. Как изменилась цена товара по сравнению с
первоначальной ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть х
руб – начальная цена товара. После первого подорожания она стала 1,2х руб,
после понижения –
1,2х ∙ 0,8 = 0,96х (руб),
х – 0,96х = 0,04х,
0,04х : х = 0,04 = 4%.
ОТВЕТ: уменьшилась на 4%
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 8. Линейные уравнения с двумя переменными
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий