Уравнение с двумя
переменными – это решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными
с парой чисел (х, у).
Если подставить эти числа в уравнение системы, то каждое из уравнений системы
обращается в верное равенство.
Решение уравнения с двумя
переменными.
Рассмотрим
уравнение с двумя переменными f(х; у)
= 0. Пару значений
переменных, обращающую уравнение с двумя переменными в верное равенство,
называют решением уравнения. Если дано уравнение с двумя переменными х и у, то принято в записи его решения на первое место ставить
значение переменной х,
а на второе – значение у.
Так пары (10; 0), (16; 2), (–2; –4) являются
решениями уравнения
х – 3у = 10.
В тоже время
пара (1; 5) решением
уравнения не является.
Это уравнение имеет
и другие решения. Для их отыскания удобно выразить одну переменную через
другую, например х через у,
получив уравнение
х = 10 + 3у.
Выбрав произвольное
значение у, можно вычислить соответствующее значение х. Например, если у = 7,
то
х = 10 + 3 ∙ 7
= 31,
значит, пара (31; 7) является решением уравнения, если у = –2, то
х = 10 + 3 ∙ (–2) = 4,
значит, пара (4; –2) также является
решением заданного уравнения.
Уравнения с двумя
переменными называют равносильными, если они имеют одни и те же решения (или
оба не имеют решений).
Линейное уравнение с двумя
переменными.
Уравнение с двумя переменными, которое после раскрытия
скобок и приведения подобных членов приобретает вид
аx + by =
c,
где a и b – числа, которые не равны нулю, называется линейным
уравнением
первой степени с двумя переменными.
a и b называют коэффициентами при переменных, с – свободным
членом.
Примеры линейных уравнений с
двумя переменными.
5х – 2у
+ 3 = 2х + у – 1;
8х – 1,3у = 15;
0,4х + 0,7у = 3,4;
у =
4х – 9.
Решением уравнения с двумя переменными называется
упорядоченная пара значений переменных (х, у), обращающая
это уравнение в тождество.
Любая пара
допустимых значений х и у,
которая удовлетворяет уравнение, называется решением этого уравнения.
ПРИМЕР:
Значения х
= 1, у = 14 – одно решение уравнения:
х + у = 15.
Одно уравнение с двумя переменными первой степени в
множестве действительных чисел имеет бесконечное множество решений. Так, в
уравнении переменная х может приобретать любое значение и для каждого
из них есть соответственное значение у,
например:
х1 = 1, у1 = 14;
х2 =
2, у2 = 13;
х3 =
100, у3 = –85 и
т. д.
Такое уравнение
может не иметь решений
(0х + 0у
= 5).
Свойства уравнения с двумя
переменными.
Уравнения с двумя
переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными.
Уравнения с двумя
переменными, не имеющие решений, так же считаются равносильными.
Уравнения первой
степени с двумя переменными имеют те же самые свойства, что и уравнения с одной
переменной.
Две части уравнения с двумя неизвестными можно
умножить или разделить на одно и тоже отличное от 0 число, то получится уравнение равносильное
данному.
Любой член такого уравнения можно перенести с одной
части уравнения в другую, заменив его знак на противоположный. В результате
получим уравнение, равносильное данному.
Используя их,
каждое такое уравнение можно свести до стандартного вида (то есть до вида аx + by = c).
ПРИМЕР:
РЕШЕНИЕ:
Чтобы избавиться от дробей в уравнении, умножим обе его части на 12.
84 + 3(х – 3у)
= 24х – 4(у + 5).
Раскроем скобки и сведём подобные члены.
84 + 3х – 9у
= 24х – 4у – 20,
3х – 9у
– 24х + 4у = – 20 – 84,
–21х – 5у
= –104, 21х + 5у = 104.
ПРИМЕР:
Дано уравнение
3х + 4у
= 20,
решением которого является пара
чисел (4; у). Найдите значение
у.
РЕШЕНИЕ:
Поскольку решением уравнения
является пара чисел (4; у), это означает, что
х = 4. Подставим
значение х в уравнение:
3 ∙ 4 + 4у = 20,
12 + 4у = 20,
4у = 20 – 12,
4у = 8, у =
2.
х2 + у2 = 2,
0х – 0у = 15,
2х – 5у = 1,
7х + 0у = 2.
РЕШЕНИЕ:
Подставим в каждое уравнение значения х
= –1 и у
= –1.
(–1)2 + (–1)2 = 1 + 1 = 2,
0 ∙ (–1) – 0 ∙ (–1)
= 0 + 0 ≠ 15,
2 ∙ (–1) – 5 ∙ (–1) = –2 + 5 ≠ 1,
7 ∙ (–1) + 0 ∙ (–1) = –7 + 0 ≠ 2.
ОТВЕТ: пара
чисел (–1; –1) будет решением уравнения х2 + у2
= 2
ПРИМЕР:
Какая пара чисел
(2; 1),
(14; –9), (4; –3), (6; 5)
будет решением уравнения
2х – 3у
= 1 ?
РЕШЕНИЕ:
Подставим каждую пару чисел в данное уравнение:
2 ∙ 2 – 3 ∙ 1 = 4 – 3 = 1,
2 ∙ 14 – 3 ∙ (–9) = 28 + 18 ≠ 1,
2 ∙ 4 – 3 ∙ (–3) = 8 + 9 ≠ 1,
2 ∙ 6 – 3 ∙ 5 = 12 – 15 ≠ 1.
ОТВЕТ: пара
чисел (2; 1) будет решением уравнения 2х – 3у = 1
ПРИМЕР:
Какая пара чисел
(2;
1), (2; –2), (–1; 2), (1; 0)
будет решением уравнения
5х + 3у
= 5 ?
РЕШЕНИЕ:
Подставим каждую пару чисел в данное уравнение:
5 ∙ 2 – 3 ∙ 1 = 10 – 3 ≠ 5,
5 ∙ 2 – 3 ∙ (–2) = 10 + 6 ≠ 5,
5 ∙ (–1) – 3 ∙ 2 = –5 – 6 ≠ 5,
5 ∙ 1 – 3 ∙ 0 = 5 – 0 = 5.
ОТВЕТ: пара чисел (1; 0) будет
решением уравнения 5х + 3у
= 5
ПРИМЕР:
Решите уравнение:
ху – 2 = 2х – у.
РЕШЕНИЕ:
Группируем слагаемые с целью разложения на множители:
(ху + у) – (2х + 2) = 0.
Из каждой скобки вынесем общий множитель:
у(х + 1) – 2(х + 1) = 0,
(х + 1)(у – 2) = 0.
Имеем:
у = 2, х – любое
действительное число,
х = –1, у – любое
действительное число.
Таким образом, ответом являются все пары вида
(х; 2), х ∈ R и (–1; у), у ∈ R.
ПРИМЕР:
Рассмотрим уравнение
3х + 5у = 11.
Используя свойства уравнений, выразим из него одну
переменную через другую, например у через х.
Для этого перенесём член 3х из левой части в
правую, изменив его знак. Получим равносильное уравнение
5у = –3х + 11.
Разделим обе части этого уравнения на число 5 (оно не равно нулю). Получаем уравнение, равносильное данному:
у = –3/5 х + 11/5.
Пользуясь этим равенством, для любого х можно вычислить соответствующее значение у.
Например, если х = 2, то
у = –3/5 ∙ 2 + 11/5 =
= –6/5 + 11/5 = 5/5 = 1.
Если х = 7, то
у = –3/5 ∙ 7 + 11/5 =
= –21/5 + 11/5 = –10/5 = –2.
Пары чисел (2; 1), (7; –2) – решения данного уравнения.
Таким образом, это уравнение имеет бесконечно много решений.
Из данного уравнения
3х + 5у = 11
можно выразить и переменную х через переменную у.
Для
этого перенесём член 5у из левой части в
правую, изменив его знак. Получим равносильное уравнение:
3х = –5у + 11.
Разделим обе части этого уравнения на число 3 (оно не равно нулю). Получаем уравнение, равносильное данному:
х = –5/3 у + 11/3.
Пользуясь этим равенством, для любого у можно вычислить соответствующее значение х.
Например, если у = 2, то
х = –5/3 ∙ 2 + 11/3 =
= –10/3 + 11/3 = 1/3,
и так далее.
Пара чисел
(1/3; 2) также является решением данного
уравнения.
ПРИМЕР:
10х + 5 = 3у – 9.
Изменив знак, перенесём член 3у в левую часть, а член 5 – в
правую. Вновь получаем уравнение, равносильное данному:
10х – 3у = –5 – 9,
или
10х – 3у = –14.
Достаточно часто при
решении задач необходимо найти или все пары целых чисел, или все пары
натуральных чисел, удовлетворяющие уравнению (в том числе и линейному) с двумя
переменными. Тогда говорят, что надо решить уравнение в целых числах или решить
уравнение в натуральных числах.
ЗАДАЧА:
Мальчик купил ластики по 3 руб и карандаши по 5 руб.
Сколько ластиков и карандашей купил мальчик, если известно, что за всю покупку
он заплатил 49 руб ?
РЕШЕНИЕ:
Пусть мальчик купил х ластиков и
у карандашей. Запишем стоимость покупки и
получим линейное уравнение с двумя переменными:
3х + 5у
= 49.
Выразим из этого равенства, например,
переменную у. Получим:
у = –3/5 х + 49/5.
Очевидно, что уравнение
3х + 5у
= 49
имеет бесконечное множество решений, которые
являются действительными числами. Для любого действительного числа х по формуле
у = –3/5 х + 49/5
всегда можно найти единственное действительное
число у.
Однако по смыслу задачи числа х и у должны
быть натуральными. Будем в формулу
у = –3/5 х + 49/5
последовательно подставлять натуральные числа
х =
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,
15.
у = –3/5 ∙ 1 + 49/5 = 46/5,
у = –3/5 ∙ 2 + 49/5 = 43/5,
у = –3/5 ∙ 3 + 49/5 = 8,
у = –3/5 ∙ 4 + 49/5 = 37/5,
у = –3/5 ∙ 5 + 49/5 = 34/5,
у = –3/5 ∙ 6 + 49/5 = 31/5,
у = –3/5 ∙ 7 + 49/5 = 28/5,
у = –3/5 ∙ 8 + 49/5 = 5,
у = –3/5 ∙ 9 + 49/5 = 22/5,
у = –3/5 ∙ 10 + 49/5 = 19/5,
у = –3/5 ∙ 11 + 49/5 = 16/5,
у = –3/5 ∙ 12 + 49/5 = 43/5,
у = –3/5 ∙ 13 + 49/5 = 2,
у = –3/5 ∙ 14 + 49/5 = 7/5,
у = –3/5 ∙ 15 + 49/5 = 4/5,
Найдём, при каких натуральных значениях х число у также
будет натуральным. Получим лишь три натуральных решения уравнения:
х =
3, у = 8,
х =
8, у = 5,
х =
13, у = 2.
Задания к уроку 8
- Урок 1. Линейные уравнения с одной переменной и целыми свободными членами
- Урок 2. Линейные уравнения с одной переменной и дробными свободными членами
- Урок 3. Применение правил определения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого для решения задач
- Урок 4. Применение правил определения неизвестного множителя для решения задач
- Урок 5. Решение уравнений, сводимых к линейным
- Урок 6. Решение уравнений с переменной в знаменателе
- Урок 7. Применение правил опреднления делимого и делителя для решения задач
- Урок 9. Решение линейных уравнений с помощью графиков
- Урок 10. Линейные уравнения с параметрами
- Урок 11. Системы уравнений первой степени с двумя неизвестными
- Урок 12. Решение систем уравнений способом подстановки
- Урок 13. Решение систем уравнений способом алгебраического сложения
- Урок 14. Решение линейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 15. Решение задач с помощью систем уравнений первой степени
- Урок 16. Системы линейных уравнений с тремя неизвестными
- Урок 17. Полное квадратное уравнение общего вида
- Урок 18. Приведённое квадратное уравнение
- Урок 19. Теорема Виета
- Урок 20. Неполные квадратные уравнения
- Урок 21. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Урок 22. Графический способ решения квадратных уравнений
- Урок 23. Квадратный трёхчлен
- Урок 24. Квадратные уравнения с параметрами
- Урок 25. Дробные рациональные уравнения
- Урок 26. Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 27. Уравнение окружности
- Урок 28. Системы уравнений второй степени с двумя неизвестными
- Урок 29. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
- Урок 30. Пересечение прямой и окружности
- Урок 31. Решение нелинейных систем уравнений с помощью графиков
- Урок 32. Системы уравнений с параметрами
- Урок 33. Уравнения высших стапеней
- Урок 34. Решение уравнений способом замены
- Урок 35. Решение систем уравнений способом замены
- Урок 36. Задачи на нахождение чисел
- Урок 37. Задачи на нахождение цифр
- Урок 38. Решение задач на смешивание с помощью уравнений
- Урок 39. Решение задач на смешивание с помощью систем уравнений
- Урок 40. Иррациональные уравнения
- Урок 41. Уравнения с модулем
Комментариев нет:
Отправить комментарий