Положительные и отрицательные
числа.
По мере развития
математики происходило обобщение понятия числа. Обнаружилось, что чисел,
которые использует арифметика, недостаточно для решения многих теоретических и практических
задач. Были введены новые – отрицательные числа. Для их обозначения используют
знак минус.
ПРИМЕР:
–2; –19; –0,7 и т. д.
Для определения
температуры воздуха используют понятие положительных и отрицательных чисел.
Температура выше нуля обозначается положительными числами. Температура ниже
нуля обозначается отрицательными числами.
Отрицательные числа
бывают целые
и дробные.
ПРИМЕР:
–4, –306 – целые отрицательные;
–0,7, –4,18, –2/3, –51/2 – дробные отрицательные.
Чтобы не смешивать
с отрицательными числами те натуральные и дробные числа, которые
рассматривались в арифметике, условились называть их положительными.
Числа со знаком <<+>> называются положительными.
ПРИМЕР:
+2, +8, +7, +4 – положительные числа.
Любое положительное
число больше чем отрицательное число и больше нуля.
Перед положительными числами иногда пишут знак плюс, но
можно его и не писать.
ПРИМЕР:
+7 и 7 – одно
и то же число.
Числа со знаком <<–>> называются отрицательными
ПРИМЕР:
–2, –8, –7, –4 – отрицательные числа.
Число 0 разделяет положительные числа от отрицательных. Число нуль
не принадлежит ни к положительным, ни к отрицательным числам. Перед ним можно
ставить и плюс, и минус;
числа +0,
–0 и 0 – обозначают одно
и то же.
Натуральные числа, противоположные им числа и
число 0
называются целыми числами.
Отрицательные числа
обозначают не только температуру. Ими, например, можно задавать положение некоторого
места земной поверхности относительно уровня моря.
Координатная
прямая.
Прямая, с
выбранными на ней началом отсчёта, единичным отрезком и указанным положительным
направлением называется координатной прямой или числовой прямой (осью). Начертим
горизонтальную прямую и обозначим на ней некоторую точку
O – начало отсчёта.
Координатный луч с
положительными числами дополним противоположным ему лучом и нанесём на него
такие же деления. Получим координатную прямую.
В точке О соответственно поставим 0. На
проведённой прямой, выбрав единичный отрезок, можно поставить другие числа.
Положительные числа принято обозначать справа от точки О,
а отрицательные – слева от точки О. Точка
с координатою ноль на координатной прямой лежит между отрицательными и
положительными числами. Направление вправо от начала отсчёта называют положительным, а
направление влево – отрицательным.
Положительное направление показывает стрелка. Около стрелочки
часто ставят буквы х, у, z или
другую букву латинского алфавита. В таком случае говорят: ось х,
ось у, ось z
соответственно. На координатной
прямой важно расположение точек. Говорят:
<<Точка
Р расположена слева от точки О>>.
<<Точка
Р
расположена справа от точки К>>.Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой
точки.Точки на координатной прямой обозначают большими
латинскими буквами, после которых в скобках записывают координату точки. Запишем координаты точек М, К, Р, Т, F.
М(–1,5), К(–1), Р(1/2), Т(2), F(2,25).
Единичный отрезок
может быть разным на двух координатных прямых. В данном случае единичный
отрезок равен 4
клеточкам, и одной клеточке соответствует
0,25 единичного
отрезка.
Целые числа удобно изображать на координатной
прямой. Каждому целому числу на прямой будет соответствовать определённая
точка.
ПРИМЕР:
Число 2 изображает точка Т, число –1 изображает точка К.
ПРИМЕР:
Число 4 изображает
точка С, число –5 изображает
точка Д.
Двум целым числам,
которые отличаются только знаками, на числовой оси соответствуют точки,
расположенные по обе стороны от нулевой точки и на одинаковых расстояниях от
неё. Такие пары чисел называют противоположными числами.
ПРИМЕР:
Число 9 противоположно
числу –9, и наоборот.
Противоположными
называют также знаки + и – .
Сравнение целых чисел.
Отрицательные целые
числа сравнивают как между собой, так и с положительными целыми числами.
Из двух целые чисел меньшим будет то, изображение которого на
координатной прямой находится левее, а большим – то, изображение которого
находится правее.
Отсюда вытекают
следующие положения:
– всякое положительное целое число больше нуля и
больше отрицательного числа;
– всякое отрицательное целое число меньше нуля;
– из двух отрицательных целых чисел больше то, у
которого модуль меньше.
ПРИМЕР:
3 > 0, 1 > –5,
–3 > –10,
–3 < 0, –4 < –1;
Равными считаются
только те числа, у которых знаки равны.
ПРИМЕР:
–3 = –3, 5 = 5.
Задания к уроку 1
Другие уроки:
- Урок 2. Абсолютная величина числа
- Урок 3. Сложение целых чисел
- Урок 4. Вычитание целых чисел
- Урок 5. Умножение целых чисел
- Урок 6. Деление целых чисел
- Урок 7. Определение значения выражений, которые находятся под знаком абсолютной величины
- Урок 8. Степень целого положительного числа с натуральным показателем
- Урок 9. Степень целого отрицательного числа с натуральным показателем
- Урок 10. Степень целого положительного числа с целым показателем
- Урок 11. Степень целого отрицательного числа с целым показателем
- Урок 12. Деление степеней целых чисел с натуральным показателем
- Урок 13. Деление степеней целых чисел с целым показателем
- Урок 14. Стандартный вид числа
- Урок 15. Рациональные числа
- Урок 16. Сложение рациональных чисел
- Урок 17. Вычитание рациональных чисел
- Урок 18. Умножение рациональных чисел
- Урок 19. Деление рациональных чисел
- Урок 20. Бесконечные периодичкские десятичные дроби
- Урок 21. Степень рационального положительного числа с натуральным показателем
- Урок 22. Степень рационального отрицательного числа с натуральным показателем
- Урок 23. Степень рационального положительного числа с целым показателем
- Урок 24. Степень рационального отрицательного числа с целым показателем
- Урок 25. Деление степеней рациональных чисел с целым показателем
Комментариев нет:
Отправить комментарий