Основные понятия.
Формулы.
В математике много
правил записывают с помощью букв. В таких случаях говорят, что правило записано
формулой. С помощью формул мы уже записывали законы сложения и умножения.
Плата за проезд на
такси вычисляется по правилу: 20
коп умножается на число пройденных километров и к
полученному произведению прибавляется 20 коп.
Например, если
пассажир проехал на такси 3 км,
то проезд будет стоить:
20 ∙ 3 + 20 = 80 коп.
Правило, по
которому вычисляют стоимость проезда за такси, можно записать с помощью букв.
Обозначим пройденный путь буквой s,
а стоимость проезда буквой N,
тогда:
N = 20s + 20.
Мы записали правило
нахождения стоимости проезда на такси в виде равенства. Такое равенство
называют формулой.
Пользуясь формулой
N = 20s + 20,
можно для любого
значения s найти
значение N и по любому
значению N найти
значение s.
ПРИМЕР:
Пассажир проехал на такси
8
км, значит, s = 8, тогда
N = 20 ∙ 8
+ 20, N = 180.
ОТВЕТ: пассажир
заплатил 1
руб 80
коп.
ПРИМЕР:
Мотоциклист двигался
4 час со скоростью
75
км/час. Какой путь он проехал за это время ?
РЕШЕНИЕ:
Тут t =
4 час, и v =
75 км/час.
Поэтому:
S = 75 ∙ 4 = 300.
ОТВЕТ: мотоциклист
проехал 300
км.
Спортсмен пробежал за
25
сек расстояние 200
м. С какой скоростью он бежал ?
РЕШЕНИЕ:
Поскольку t = 25 сек и S = 200 м, то, пользуясь формулой пути, найдём скорость:
v = S : t = 200 : 25 = 8.
ОТВЕТ: спортсмен бежал со скоростью 8 м/сек.
Выведем ещё одну
формулу.
Чтобы послать
телеграмму, необходимо заплатить за услуги
20 коп, и за каждое
слово в тексте по 5 коп. Поэтому,
если обозначить количество слов в телеграмме буквой n, а её стоимость буквой
М, то
M = 20 + 5n.
ПРИМЕР:
Коля заплатил за телеграмму 65
коп. Сколько слов в этой телеграмме ?
РЕШЕНИЕ:
Подставим в формулу:
M = 20 + 5n
вместо М число 65.
65 = 20 + 5n.
Найдём n.
5n = 65 – 20,
5n = 45, n = 9.
ОТВЕТ: в телеграмме
9
слов.
ПРИМЕР:
Петя купил m булочек по 4 руб и торт за
30 руб.
Составьте формулу для вычисления стоимости покупки и найдите эту стоимость, если
m
= 4, m = 12.
РЕШЕНИЕ:
За m булочек Петя
заплатив 4m руб.
Обозначив стоимость покупки буквой k, получим формулу:
k = 4m + 30.
Если m = 4, то k = 4 ∙ 4
+ 30 = 46.
Если m = 12, то k = 4 ∙ 12
+ 30 = 78.
х + 0,9 = 2,7.
a + b = b + a.
Алгебраическое выражение может состоять из одной буквы, может совсем не содержать чисел, обозначенных буквами. В последнем случае (см. два последних примера) их называют также арифметическими выражениями.
Если алгебраическое
выражение не содержит деления на переменные и извлечения корня из переменных (в
частности, возведения в степень с дробным показателем), то его называют целым
выражением.
Если алгебраическое
выражение составлено из чисел и переменных с помощью действий сложения,
вычитания, умножения, возведения в степень с натуральным показателем и деления,
причём используется деление на выражения с переменными, то его называют дробным
выражением.
Найдите
значение выражения
х
+ 0,5у, если
х
= 4, у = –3,4.
РЕШЕНИЕ:
х + 0,5у = 4 + 0,5 ∙ (–3,4) =
= 4
– 1,7 = 2,3.
ОТВЕТ: при х
= 4, у = –3,4 числовое значение данного выражения
равно 2,3
ПРИМЕР:
ОТВЕТ: 4.
Числовые значения, которые могут принимать буквы в
данном алгебраическом выражении, не лишая его смысла, называются допустимыми
значениями переменных.
Множество всех
допустимых значений переменных называют областью определения алгебраического выражения
(или областью допустимых значений – ОДЗ).
Целое выражение
имеет смысл при любых значениях входящих в него переменных.
Дробные выражения не
имеют смысла при тех значениях переменных, которые обращают знаменатель в нуль.
- Урок 2. Тождественные выражения
- Урок 3. Одночлены
- Урок 4. Умножение одночленов
- Урок 5. Возведение в степень одночленов
- Урок 6. Деление одночленов
- Урок 7. Многочлены
- Урок 8. Сложение и вычитание многочленов
- Урок 9. Умножение одночлена на многочлен
- Урок 10. Умножение многочленп на многочлен
- Урок 11. Вынесение общего множителя за скобки
- Урок 12. Способ группировки
- Урок 13. Произведение суммы двух чисел на их разность
- Урок 14. Разность квадратов двух чисел
- Урок 15. Квадрат суммы и квадрат разности двух чисел
- Урок 16. Преобразование многочлена в квадрат суммы или квадрат разности двух выражений
- Урок 17. Сумма и разность кубов двух чисел
- Урок 18. Куб суммы и куб разности двух чисел
- Урок 19. Применение различных способов разложения многочлена на множители
- Урок 20. Алгебраические дроби
- Урок 21. Сокращение дробей (1)
- Урок 22. Сокращение дробей (2)
- Урок 23. Сложение алгебраических дробей
- Урок 24. Вычитание алгебраических дробей
- Урок 25. Умножение алгебраических дробей
- Урок 26. Деление алгебраических дробей
- Урок 27. Возведение алгебраических дробей в целую положительную степень
- Урок 28. Возведение алгебраических дробей в целую отрицательную степень
- Урок 29. Преобразование алгебраических выражений
Комментариев нет:
Отправить комментарий